Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 18.09.2023 N 193/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ПТБ "Набат" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заявителя - ООО "ПТБ "Набат", рассмотрев материалы дела N 031/06/106-650/2023 по жалобе ООО "ПТБ "Набат" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" от актов незаконного вмешательства (N закупки 0826500000923006833) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ПТБ "Набат" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из поступившей жалобы следует, что извещение об осуществлении закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- в Приложении N4 "Требования к участникам закупки" к извещению об осуществлении закупки указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, то есть участниками закупки могут быть только подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные в установленном порядке для осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства юридические лица (п. 7.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. 16-ФЗ "О транспортной безопасности");
Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности, аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности.
Таким образом, по мнению заявителя, в извещении об осуществлении закупки должно быть установлено требование о наличии аккредитации в конкретной сфере деятельности, а именно: наличие аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
- в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системы в контракте должны быть указаны цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта. Однако проектом контракта не предполагается указание на цену единицы, а именно стоимость часа работы сотрудника ПТБ. При этом заказчик требует выставления работников ПТБ различных категорий, а на некоторых объектах с несколькими категориями у одного сотрудника одновременно, в связи с чем, считает заявитель, необходимо установление в контракте стоимости часа работы для каждой категории сотрудников ПТБ;
- в пунктах 10.3 и 10.4 Технического задания заказчиком установлены неполные и неточные дополнительные мероприятия (например, Заказчик требует просто увеличение работников ПТБ), а в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" установлено количество и конкретная категория работников ПТБ).
Заказчик - ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал два первых довода жалобы. При этом третий довод жалобы отозвал в связи с тем, что заказчик внес в извещение об осуществлении закупки соответствующие изменения.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "ПТБ "Набат", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ПТБ "Набат", возражения заказчика и уполномоченного учреждения, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 14.09.2023 размещены извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" от актов незаконного вмешательства.
Начальная (максимальная) цена контракта - 53 363 289, 15 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ПТБ "Набат" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования) (пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Анализ размещенного в ЕИС извещения об осуществлении закупки показал следующее.
Согласно разделу "Требования к участникам" извещения об осуществлении закупки к участникам закупки установлены требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом из указанного раздела также следует, что требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, изложены в Приложении N4 "Требования к участникам закупки", исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, изложен в Приложении N5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению".
Согласно подпункту 1 части 1.1. Приложения N4 "Требования к участникам закупки" извещения об осуществлении закупки к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе:
1) участниками закупки могут быть только подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные в установленном порядке для осуществления защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства юридические лица
(п. 7.1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. 16-ФЗ "О транспортной безопасности");
В соответствии с подпунктом 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что защиту объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) осуществляют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Из части 9 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности.
В силу части 8 статьи 4 Закона о транспортной безопасности защита объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, от актов незаконного вмешательства предусматривает защиту таких объектов от противоправных посягательств и осуществляется указанными подразделениями, являющимися подразделениями транспортной безопасности.
Таким образом, приведенная выше норма закона не содержит ссылку на конкретную сферу деятельности.
Вместе с тем, согласно разделу 1 "Информация и документы, направляемые в составе заявки на участие в закупке" Приложения N5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлению закупки заявка на участие должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- копия свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
(в случае если участником закупки является подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, предоставление копии свидетельства не требуется)
(см. п. 1.1. Приложения 4 "Требования к участникам закупки").
Таким образом, извещение об осуществлении закупки содержит требование о наличии в составе заявки аккредитации в конкретной сфере деятельности, а именно: наличие аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, что согласуется с требованиями подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Из жалобы следует, что заказчик требует выставления работников ПТБ различных категорий, а на некоторых объектах с несколькими категориями у одного сотрудника одновременно, в связи с чем, считает заявитель, необходимо установление в контракте стоимость часа работы для каждой категории сотрудников ПТБ.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что в силу пункта 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Из части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе следует, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Начальная (максимальная) цена контракта заказчиком определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом заказчиком направлены коммерческие запросы предложений потенциальным участникам и получены ценовые предложения (копии представлены в материалы дела).
Кроме того, из пояснений заказчика следует, при определении НМЦК учтен факт увеличения численности работников ПТВ дополнительно к ранее принятым мерам (Приложение N1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Согласно части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Из анализа извещения об осуществлении Электронного аукциона следует, что заказчиком приобретается одна единица закупаемой услуги c единицей измерения - условная единица.
Таким образом, объем закупки известен.
При указанных обстоятельствах у заказчика отсутствуют основания по применению части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе с целью определения начальной цен единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значение цены контракта.
С учетом вышеизложенного, а также имеющихся в деле доказательств Комиссия не находит оснований для признания обоснованным второго довода заявителя об установлении в контракте стоимости часа работы для каждой категории сотрудников ПТБ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО " ПТБ "Набат" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 сентября 2023 г. N 031/06/106-650/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023