Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 21.09.2023 N 198/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "ТомСтрой" (ИНН 3121009451)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - администрации Красненского района Белгородской области: (по доверенности от 30.12.2022 N 154-1-6/2409), (по доверенности от 22.09.2023 N 154-2-2/1498), (по доверенности от 22.09.2023 N 154-2-2/1499), (по доверенности от 22.09.2023 N 154-2-2/1500), участника закупки - ООО "ТомСтрой": (директор), ООО "Бизнес-Безопасность" (по доверенности от 05.10.2022 N 05102022): (по доверенности от 09.01.2023 N 31 ББ 09012023), рассмотрев информацию администрации Красненского района Белгородской области о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "ТомСтрой" в связи с существенным нарушением ООО "ТомСтрой" условий контракта, заключенного по результатам проведения закупки у единственного поставщика "Капитальный ремонт здания МОУ "Лесноуколовская основная общеобразовательная школа" Красненского района Белгородской области (II очередь)" (ИКЗ 233311200067831120100100050014120243) (далее - закупка у единственного поставщика),
УСТАНОВИЛА:
Администрация Красненского района Белгородской области (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России информацию в отношении ООО "ТомСтрой" (ИНН 3121009451) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Красненского района Белгородской области 22.02.2023 заключен муниципальный контракт N 3 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт здания МОУ "Лесноуколовская основная общеобразовательная школа" Красненского района Белгородской области (II очередь)" с ООО "ТомСтрой", цена которого составила 60 299 260 рублей 00 копеек (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, Подрядчик в соответствии с установленной в статье II ценой настоящего Контракта и в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту) выполнит строительно-монтажные работы по объекту: "Капитальный ремонт здания МОУ "Лесноуколовская основная общеобразовательная школа" Красненского района Белгородской области (II очередь)" (именуемый далее "Объект").
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта, Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ по Объекту в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 3.1. Контракта, сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Начало выполнения работ с даты заключения контракта.
Окончание выполнения работ по 01 августа 2023 года включительно.
В соответствии с пунктом 4.3. Контракта, Подрядчик обязан предоставлять Заказчику еженедельный отчет о ходе выполнения работ на объекте по форме согласно Приложению N 3 к Контракту с приложением фотоматериалов выполненных работ.
Согласно пункту 5.4. Контракта, Заказчик обязуется передать Подрядчику необходимую сметную документацию, утвержденную в установленном порядке, в день заключения Контракта.
В силу пункта 5.4. Контракта, для выполнения настоящего Контракта Заказчик обязуется производить оплату выполненных Подрядчиком работ в порядке, предусмотренном в ст. VII настоящего Контракта.
Согласно пункту 6.15. Контракта, Подрядчик производит сдачу выполненных работ, предусмотренных пунктом 1.1. Контракта в полном объеме (отдельных этапов работ) в срок, установленный графиком выполнения строительно-монтажных работ, о чем предварительно уведомляет Заказчика в письменной форме.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 13.2. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком 31.08.2023, на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 13.2. Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ООО "ТомСтрой" существенных условий Контракта.
В соответствии с частью 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком направлено в адрес ООО "ТомСтрой" почтовой связью и на адрес электронной почты, указанной в Контракте.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что датой вступления в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является 18.09.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "ТомСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 18.09.2023.
Распоряжение администрации Красненского района Белгородской области "О расторжении муниципального контракта" от 31.08.2023 N 760-р (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта) принято в связи с не исполнением ООО "ТомСтрой" обязательств по муниципальному контракту N 3 от 22.02.2023. Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что основанием для принятия указанного решения послужил Акт от 31 августа 2023 года.
Согласно Акту от 31 августа 2023 года стоимость выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ с начала проведения работ на основании справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) N 8 от 28.08.2023 составила 20 526 696,66 рублей. Однако по состоянию на 31.08.2023 оплачено всего 31 473 218,09 рублей, в том числе аванс в размере 30% от цены контракта в сумме 18 089 778,00 рублей и в сумме 13 383 440,09 рублей за выполненные работы на основании актов о приемке выполненных работ. Подлежит возврату аванс в сумме 11 931 769,00 рублей. Кроме того, в выполненных и оплаченных видах работ имеются дефекты, требующие устранения и недоделки.
Также Подрядчиком в нарушение требований пункта 4.3. Контракта Заказчику не предоставляется еженедельный отчет о ходе выполнения работ на объекте по форме согласно Приложению N 3 к Контракту с приложением фотоматериалов выполненных работ.
В ходе заседания Комиссии представитель администрации Красненского района Белгородской области сообщил, что Заказчиком неоднократно направлялись претензии в адрес ООО "ТомСтрой" в связи с ненадлежащем исполнением обязательств по муниципальному контракту от 22.02.2023 N 3 (копии претензии от 19.04.2023 N 154-1-6/635, претензии от 28.04.2023 N 154-1-6/686, претензии от 15.06.2023 N 154-1-6/925, претензии от 22.08.2023 N 154-1-6/1311 представлены в материалы дела).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
В адрес Белгородского УФАС России от ООО "ТомСтрой" поступили письменные объяснения с перечнем документов.
Так, в своих письменных объяснениях Общество указало, что не согласно с принятым Заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта и считает его необоснованным, так как в распоряжении администрации Красненского района Белгородской области от 31.08.2023 N 760-р и Акте от 31.08.2023 не указано обоснование и не приведены факты, указывающие на существенные нарушения условий Контракта.
Также, 31 августа 2023 года ООО "ТомСтрой" в адрес Заказчика направило возражение на уведомление от 29.08.2023 N 1541-6/1348 о начале процедуры расторжения Контракта в одностороннем порядке. В своих возражениях Общество указало, что Заказчик безосновательно требует планы работ на неделю и отчет о проделанной работе, хотя причины продления сроков исполнения Контракта заключаются в другом (копия возражения на уведомление от 29.08.2023 N 1541-6/1348 представлена в материалы дела).
В ходе заседания Комиссии представитель ООО "ТомСтрой" сообщил, что при исполнении настоящего Контракта Подрядчик столкнулся с рядом проблем, о которых было сообщено Заказчику.
Во-первых, Подрядчик не получил надлежаще оформленную проектную документацию. Заказчиком не определена стоимость электромонтажных работ, работ по слаботочным сетям, вентиляции, так как сметы, представленные к Контракту не соответствуют проекту.
Стоит отметить, что о вышеуказанной проблеме Подрядчик уведомлял Заказчика, а также просил согласовать расчеты на определенные виды работ, что подтверждается письмами от 15.06.2023 N 20, 04.07.2023 N 28, 14.07.2023 N 29, 20.07.2023 N 30.
Во-вторых, Подрядчик столкнулся с проблемой несвоевременного финансирования. Так, в нарушение условий Контракта, Заказчиком был перечислен аванс лишь в апреле 2023 года.
24.03.2023 ООО "ТомСтрой" в адрес администрации Красненского района Белгородской области направило требование об оплате аванса, в котором указало, что не выплата аванса может привести к затягиванию срока исполнения Контракта. Кроме того, ввиду отсутствия авансового платежа Подрядчик не может приобрести материал и оборудование надлежащего качества, поскольку сроки доставки некоторых материалов превышают 3 (три) месяца, следовательно значительно увеличиваются сроки (копия требования об оплате аванса по контракту N 3 от 22 февраля 2023 года представлена в материалы дела).
На заседании Комиссии представитель ООО "ТомСтрой" также сообщил, что в производстве Арбитражного суда Белгородской области находится дело N А08-9327/2023 по иску ООО "ТомСтрой" к администрации Красненского района Белгородской области о признании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным и применении последствий его недействительности.
Комиссия отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не разрешает гражданско - правовой спор в части исполнения обязательств между сторонами Контракта, а оценивает поведение Подрядчика на предмет его добросовестности и направленности действий на исполнение Контракта.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях сорвать исполнение обязательств по муниципальному контракту.
Учитывая изложенное, Комиссия, заслушав пояснения Заказчика и Подрядчика, рассмотрев письменные объяснения ООО "ТомСтрой", исследовав в совокупности и взаимной связи представленные документы и информацию приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении ООО "ТомСтрой" при исполнении Контракта. Следует отметить, что в данном случае Комиссия не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ТомСтрой" (ИНН 3121009451) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 сентября 2023 г. N 031/10/104-649/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2023