Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 11090-ИП/23 от 13.09.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронно форме "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: Физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Стеклянный.".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 29.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из содержания жалобы следует, что извещение, по мнению заявителя, составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе в части отсутствия указания в описании объекта закупки значений общей площади объекта проектирования, требований к качеству, конкурентоспособности, экологичности и энергоэффективности проектных решений, что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно объемов работ, закупаемых по результатам конкурса.
Заявитель указывает, что в размещенном Заказчиком задании на проектирование (Приложение N 1 к извещению) отсутствуют сведения, предусмотренные Приказом Минстроя России от 21.04.2022 N 307/пр "Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации".
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав извещение, установила, что все требования, необходимые Заказчику для достижения результата по вышеуказанной закупки содержатся в задании на проектирование (Приложение N 1 к извещению). Все остальные характеристики формируются проектировщиком (подрядчиком) при выполнении контракта, заключенного по результатам данной закупки.
Кроме того, Комиссия установила, что на участие в закупке было подано 6 заявок, четыре из которых были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия не может прийти к выводу, что размещенные в составе извещения об осуществлении закупки документы могут привести к ограничению конкуренции.
Надлежащих доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Относительно довода подателя жалобы, касающегося установления требований к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604, Комиссия поясняет следующее.
Заявитель указывает в жалобе: "_из перечисленных выше положений Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также нормативных документов, регулирующих общественные отношения в сфере производства проектных и изыскательских работ, можно сделать вывод, что потенциальный участник закупки объективно не может предоставить предложения по детализирующему показателю в части свойств N1, N2, N3, поскольку в силу требований действующего законодательства и нормативных документов он может это сделать только после предоставления Заказчиком всех необходимых исходных данных, установленных как Градостроительным, так и гражданским законодательством, в том числе предварительной программы на выполнение инженерных изысканий. Предоставление запрашиваемых сведений будет противоречить действующему законодательству и положениям закупочной документации, что является основанием для начисления 0 баллов по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" в соответствии с п. 1 части III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Единой информационной системе размещен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N 4 к извещению), который разработан в соответствии с Постановлением Правительства N2604.
Так, в соответствии с пп. "а" пунктом 16 Постановления Правительства N2604, Заказчиком установлен показатель оценки "качественные характеристики объекта закупки". В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства N2604, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Постановления Правительства N2604, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Из положения пункта 19 Постановления Правительства N2604 следует:
"Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, порядком рассмотрения и оценки заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке, Заказчиком предусмотрен показатель оценки, детализирующий показатель оценки "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ".
В соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства N2604, в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом, Порядком рассмотрения и оценки заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Комиссия установила, что Заказчиком в пункте 1 части III Порядка рассмотрения и оценки заявок во исполнение требований перечисленных норм для неценовых критериев установлены:
- единственный критерий - "Характеристики объекта закупки";
- единственный показатель - "Качественные характеристики объекта закупки";
- единственный детализирующий показатель - "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ";
- единственная характеристика - "организационные и конкурентные преимущества" (указывающая на то каким образом будет достигаться качество установленного результата при исполнении контракта с учетом возможностей каждого участника закупки);
- выделены 3 свойства данной характеристики (наличие которых необходимо для наличия характеристики).
В соответствии с пунктом 23 Постановления Правительства N2604, если в случае, указанном в пункте 22 Постановления Правительства N2604, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
При учете признания предложения, содержащим предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам выполнения работ (оказания услуг), лучшим, у Заказчика отсутствуют основания для установления шкалы, предусматривающей присвоение иного количества баллов, кроме как 0 баллов за отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам выполнения работ (оказания услуг) и 100 баллов за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем видам выполнения работ (оказания услуг) в связи с невозможностью нарушения пункта 23 Постановления Правительства N2604.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлен критерий "Характеристики объекта закупки", показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" и детализирующий показатель оценки "Выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ", при этом оценка установленной характеристики в соответствии с установленной шкалой оценки по показателю оценки производится исходя из наличия или отсутствия совокупности определенных свойств в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ.
Под наличием характеристики, образующей детализирующий показатель оценки, понимается представление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг). Под отсутствием характеристики, образующей детализирующий показатель оценки, понимается непредставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг) или несоответствие такого предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ требованиям извещения о проведении закупки, требованиям законодательства РФ.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе по доводу, указанному в жалобе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РУПРОЕКТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 сентября 2023 г. N 047/06/42-2858/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023