Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 16.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на приобретение готового жилого помещения (одна однокомнатная квартира) на территории муниципального образования Всеволожское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области в собственность муниципального образования Всеволожское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области для последующей передачи гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда в рамках реализации государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области" и в рамках реализации этапа 2022-2023 годов региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах" (далее - электронный аукцион).
В Ленинградское УФАС России поступило обращение Заказчика во исполнение статьи 104 Закона о контрактной системе о рассмотрении вопроса по включению Предпринимателя в РНП в связи с его уклонением от заключения контракта.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
На основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком и Участником документы, пришла к следующим выводам.
Согласно данным ЕИС, Заказчиком размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2023 NИЭА1 (далее - Протокол).
Согласно Протоколу на участие в электронном аукционе подано 3 заявки (все допущены):
1 место - ИП Абрамов П.А.;
2 место - ИП Бушманский С.В.;
3 место - ИП Бурмистров В.Е.
Из материалов дела следует, что 29.08.2023 в адрес ИП Абрамов П.А. по средствам электронной площадки в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчиком направлен проект контракта.
В срок, установленный ст. 51 Закона о контактной, с учетом протокола разногласий, а именно, до 06.09.2023 включительно, ИП Абрамов П.А. не подписал проект Контракта, в результате чего, был признал Заказчиком уклонившимся от заключения контракта (Протокол от 07.09.2023 NППУ20_1).
Согласно ч. 7. ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
13.09.2023 16:45 (МСК) в адрес ИП Бушманский С.В., на основании ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе, как Участнику, занявшему второе место, по средствам электронной площадки, Заказчиком направлен проект контракта.
15.09.2023 состоялось заседание Ленинградского УФАС России сведения об ИП Абрамов П.А. не были включены в РНП (решение по делу 047/10/104-2752/2023).
21.09.2023 00:01 (МСК) от электронной площадки https://gz.lot-online.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта".
21.09.2023 Заказчиком размещен "Протокол признания участника ИП Бушманский С.В. уклонившимся от заключения контракта от 21.09.2023 NППУ20_2".
Комиссия, ознакомившись с доводом Участника о том, что Предприниматель оказался в ситуации невозможности подписать контракта и исполнить обязательства перед Заказчиком по причине отказа и отзыва доверенности от владельца квартиры, не усматривает нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика на основании следующего.
Действительно материалами дела подтверждается, что Железнякова И.М. наделила ИП Бушманского С.В. доверенностью (78 АВ 3756901 от 21.08.2023) на участие в закупке с правом продажи принадлежащей ей квартиры.
После получения Итогового протокола от 25.08.2023 с информацией о том, что ИП Бушманского С.В. занял второе место, Железнякова И.М. 08.09.2023 продает принадлежащую ей квартиру третьему лицу (в материалы дела представлен договор купли продажи от 08.09.20230), а 14.09.2023 распоряжением (78 АВ 3753414) отзывает вышеуказанную доверенность у ИП Бушманского С.В.
В последующем, участник занявший 1 место признается уклонившимся, а 13.09.2023 ИП Бушманский С.В. получает проект контракта, при фактически проданной квартире со стороны владельца.
Комиссия признает, что со своей стороны, Заказчик направляя проект контракта в адрес участника, занявшего второе место, и в последующем признавая его уклонившимся действовал правомерно, поскольку п. 1 ч. 7. ст. 51 Закона о контрактной системе указывает на необходимость Заказчику в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки занявшим 2 место, при уклонении участника, занявшего 1 место.
С учетом того, что ИП Бушманский С.В. заявку не отзывал, то в его адрес правомерно направлен проект контракта (после признания уклонившимся ИП Абрамов П.А.).
Согласно п. 1 ч. 6. ст. 51 Закона о контрактной системе участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи.
С учетом того, что контракт со своей стороны ИП Бушманский С.В. в установленные сроки не подписал, то Участник правомерно признан уклонившимся от заключения контракта со стороны Заказчика.
Таким образом, нарушений действующего законодательства в действиях Заказчика, Комиссия не усматривает, а в настоящее время подписание контракта осуществляется с участником занявшим 3 место.
Вместе с тем, Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так из письменных пояснений Участника следует, что он был заинтересован в исполнении контрактов, после публикации итоговых протоколов Участник начал полноценную работу по подготовке к исполнению обязательств.
Участник также просил обратить внимание, что он готов заключить контракт, однако владелец реализовал своей право продажи еще до направления в его адрес проекта контракта, на основании чего представитель Участника просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений о Предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Приобретение недвижимого имущества для муниципальных нужд осуществляется по договору поставки товаров для муниципальных нужд, который
является разновидностью договора купли-продажи.
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из материалов настоящего дела следует, что 08.09.2023 Железнякова И.М. продала квартиру третьему лицу, проект контракта был направлен Заказчиком в адрес ИП Бушманский С.В. 13.09.2023.
Комиссия считает, что применение к Обществу санкции в виде включения в РНП по отношению к Участнику не может являться соразмерной и справедливой мерой, поскольку ИП Бушманский С.В. не может влиять на решение Железняковой И.М о продаже квартиры третьему лицу и об отзыве доверенности.
Вышеуказанная позиция Ленинградского УФАС России сформирована на основе анализа судебных актов по делу А32-39702/2017 (названное дело не имеет полностью идентичных обстоятельств с настоящим, тем не менее позволяет принять во внимание правовой подход судебной власти, которая наделена возможностями трактовать нормы права для последующего их применения исполнительными органами власти).
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что ИП Бушманский С.В. не может являться в полной мере недобросовестным, поскольку отказался в ситуации невозможности повлиять на позицию владельца, имея ситуацию необходимости подписать контракт и передать квартиру Заказчику, указанную в Контракте.
Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает прямой вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Предпринимателя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на отсутствие неопровержимых оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков, при отсутствии нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия рассмотрев материалы дела
РЕШИЛА:
сведения об ИП Бушманский Сергей Владимирович в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 сентября 2023 г. N 047/10/104-2968/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023