Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей от Заявителя, от Заказчика, извещенные о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 11151-ИП/23 от 15.09.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Замена котла N 6 в котельной N 582 по адресу:ул. Школьная, п. Саперное, Приозерский район, Ленинградской области".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 640 729,25 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания жалобы следует, что извещение составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно:
- неправомерно не установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ N2571;
- наличие противоречивой информации в отношении условий исполнения контракта;
- в описание объекта закупки (Приложение N1 к Извещению) отсутствует полная информация о товаре, необходимая к поставке при выполнении работ;
- проектом контракта (Приложение N4 к Извещению) не учтены требования, устанавливающие конкретные требования к содержанию условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Относительно Довода N1.
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что объектом закупки является "Замена котла N 6 в котельной N 582 по адресу:ул. Школьная, п. Саперное, Приозерский район, Ленинградской области".
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Для реализации правовых норм статьи 31 Закона о контрактной системе применяется Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
При этом позицией 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N2571"О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что в случае осуществления закупки на работы по текущему ремонту зданий, сооружений, Заказчик устанавливает следующие дополнительные требования:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Комиссия, проанализировав перечень работ, предусмотренный извещением, установила, что закупка относится к работам по текущему ремонту зданий, сооружений. Начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Таким образом, Комиссия делает вывод об обязанности Заказчика устанавливать дополнительные требования в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Вместе с тем, Комиссия не установила наличия дополнительных требований по позиции 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N2571 в составе извещения, ввиду чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком были представлены письменные пояснения, из которых следует, что не установления дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ N2571 связано с технической ошибкой при размещения извещения об осуществлении закупки.
Относительно Довода N2.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в частности, информацию об объеме, о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работ.
Комиссия, проанализировав извещение, установила наличие следующего требования:"Место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги: Российская Федерация, Приозерский район п.Ромашки ул.Новостроек 16"
При этом, в пункте 3 Описания объекта закупки (Приложение N1 к Извещению) указано: "Место выполнения работ: 188742, Ленинградская область, Приозерский район, пос. Саперное, ул. Школьная (далее - Объект)".
Пунктом 1.2 проекта контракта (Приложение N4 к Извещению) предусмотрено: "Место выполнения Работ: 188742, Ленинградская область, Приозерский район, пос. Саперное, ул. Школьная (далее - "Объект")".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в извещении содержится противоречивая информация в отношении информации о месте выполнения работ
Информация о месте выполнения работ является существенным условием для формирования участником закупки своего предложения в отношении объекта закупки, ввиду чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком были представлены письменные пояснения, из которых следует, что в связи с технической ошибкой Заказчика при размещении извещения в единой информационной системе в сфере закупок в разделе место выполнения работ был указан юридический адрес Заказчика, а не место выполнения работ.
Относительно Довода N3.
Заявитель указывает, что Заказчик не обеспечил полноту информации о товаре, предусмотренном к поставке при выполнении работ, что в свою очередь затрудняет формирование участником закупки своего предложения в отношении объекта закупки.
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что в Описании объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе указаны технические характеристики товара, используемого при выполнении работ котла в соответствии с пунктом 23 Локального сметного расчета (далее - Товар).
Кроме того, Заказчиком были представлены письменные пояснения, из которых следует, что значимые для Заказчика характеристики используемого Товара были приведены в Приложении N 1 к извещению.
Данный Товар был обозначен Заказчиком как используемый, поскольку в соответствии с извещением:
1) Товар не передается заказчику товарной накладной или акту передачи;
2) Товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 ГМ 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Более того, при установлении требований к Товару, Заказчик руководствовался принципом обеспечения конкуренции, предусмотренным ст. 8 Закона о контрактной системе в целях создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям.
Таким образом, при формировании описания объекта закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, ввиду чего, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Относительно Довода N4.
Комиссия, установила, что в соответствии с требованиями Заказчика, Извещением предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9.2 проекта муниципального контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что условиями проекта муниципального контракта для Заказчика и Подрядчика в равной степени предусмотрено право на односторонний отказ от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ. Данное положение соответствует извещению и Закону о контрактной системе, ввиду чего, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сараева А.Ю. частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 7,12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 22 сентября 2023 г. N 047/06/42-2901/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023