Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения городского округа Кашира "Благоустройство" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Комитет по закупкам" городского округа Кашира (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов не относящихся по своим свойствам к КГО и ТКО с контейнерных площадок городского округа Кашира Московской области в 2023 году (извещение N 0848300041023000297 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 08.09.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 050 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 14.09.2023.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально и технологически не связанные услуги, предусмотренные в рамках исполнения контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является: "Оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов не относящихся по своим свойствам к КГО и ТКО с контейнерных площадок городского округа Кашира Московской области в 2023 году".
Согласно Описанию объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"Исполнитель, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании от-дельных видов деятельности" и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортировке, обработке и утилизации, обез-вреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности", должен иметь выписку из реестра лицен-зий на право оказания услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, действующую на протяжении всего срока оказания услуг, в том числе:
Наименование вида отхода |
Код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов |
Класс опасности для окружающей природной среды |
Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом |
9 20 110 01 53 2 |
2 |
мусор от сноса и разборки зданий несортированный |
8 12 901 01 72 4 |
4 |
отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ |
8 90 000 01 72 4 |
4 |
Отходы (осадки) из выгребных ям |
7 32 100 01 30 4 |
4 |
мусор и смет уличный |
7 31 200 01 72 4 |
4 |
отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 01 72 4 |
4 |
отходы фанеры и изделий из нее незагрезненные |
4 04 210 01 51 4 |
4 |
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 01 72 4 |
4 |
смет с территории гаража, автостоянки малоопасный |
7 33 310 01 71 4 |
4 |
смет с территории предприятия малоопасный |
7 33 390 01 71 4 |
4 |
смесь отходов пластмассовых изделий при сортировке твердых коммунальных отходов |
7 41 110 01 72 4 |
4 |
шлак сварочный |
9 19 100 02 20 4 |
4 |
мусор и смет производственных помещений малоопасный |
7 33 210 01 72 4 |
4 |
мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный |
7 33 220 01 72 4 |
4 |
древесные отходы от сноса и разборки зданий |
8 12 101 01 72 4 |
4 |
На заседание Комиссии, представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с Договором от 27.05.2020 года N 10 ОУ - 05/20 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением МБУ городского округа Кашира "Благоустройство" в качестве объектов благоустройства переданы для содержания контейнерные площадки, расположенные на территории городского округа Кашира.
Пунктом 4 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 установлен перечень мероприятий по содержанию объекта благоустройства - обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов.
За содержание в чистоте контейнерной площадки и прилегающей к ней территории несут ответственность органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ст. 69 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 установлено, что правообладатели зданий, строений, сооружений, земельных участков участвуют в содержании прилегающих территорий в том числе осуществляют очистку территорий от загрязнений в границах, установленных п. 2 ст. 69.1. (для некапитальных строений 5 метров).
Таким образом, в зону ответственности МБУ г.о. Кашира "Благоустройство" входит содержание контейнерных площадок (как объекта благоустройства) и прилегающей к ним территории в радиусе 5 метров от КП.
В весенне-осенний сезон на контейнерных площадках г.о. Кашира и прилегающей к ним территории наблюдается увеличение количества растительного мусора и строительных отходов.
На территории округа существуют нарушители, складирующие свои строительные отходы на контейнерных площадках многоквартирных домов и индивидуальной застройки, при этом не все знают, что такие действия противоречат действующему законодательству.
У владельца контейнерной площадки (Заказчика) нет возможности идентифицировать отходообразователя, совершившего соответствующее правонарушение и обязать его заключить договор со специализированной организацией на вывоз строительных, растительных и иных отходов.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Московской области в Каширской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области (ранее Министерством экологии и природопользования Московской области) и ООО "Каширский РО", последнее наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
Существование такого рынка как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обусловлено нормой Федерального Закона N 89-ФЗ, согласно которой обязанность регионального оператора - обеспечить сбор, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.
Участниками данного рынка являются только хозяйствующие субъекты, которым присвоен статус регионального оператора, в силу установленной нормы вышеприведенного закона. При этом оказание услуг (сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживании, захоронения ТКО) также может образовывать самостоятельные рынки, на котором участниками являются хозяйствующие субъекты, оказывающие приведенные виды услуг в соответствии с лицензией, в случаях, когда она требуется в силу закона (I-IV классы опасности).
Согласно статистических данных полученных на основании открытого источника информации https://license.rpn.gov.ru (реестр лицензий) на территории Московской области деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности могут осуществлять 20 организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, товарные рынки по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов как IV класса опасности, так и V класса опасности (не требующего наличия лицензии) в отдельности являются конкурентными, следовательно, круг хозяйствующих субъектов, потенциально имеющих право на участие в торгах МБУ г.о. Кашира "Благоустройство" обширен.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среду обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 8.2.4 СанПин 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых домах и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правили и нормативы" предусмотрено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с пунктом 17 приложения N1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 N354 (далее - Правила N354) критерием качества коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Из указанного следует, что при вывозе ТКО по г.о. Кашира ООО "Каширский РО" нарушены указанные требования законодательства, что повлекло к привлечению Заказчика МБУ г.о. Кашира "Благоустройство" к административной ответственности за несвоевременную уборку территории вокруг контейнерной площадки (Постановления от 06.06.2023 г. N 22/1256/27-МК; от 06.06.2023 г. N 22/1256/28-МК; от 14.07.2023 г. N 22/1450/43-МК; от 14.07.2023 г. N 22/1450/44-МК; от 14.07.2023 г. N 22/1450/47-МК; от 14.07.2023 г. N 22/1450/46-МК).
Распоряжением Минэкологии МО от 25.02.2021 N 134-РМ "Об утверждении Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области" установлен порядок обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области (далее - Порядок). К ОССиГ относятся остатки сырья, материалов, изделий, иных продуктов строительства, образующиеся при строительстве, реконструкции, разрушении, сносе, разборке, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, промышленных объектов дорожно-мостового строительства и благоустройства, включая высвобождаемые грунты, а также при проведении ремонтно-отделочных работ в помещениях, за исключением новых строительных материалов, не использованных в процессе строительства. Согласно Порядку отходопроизводитель обязан заключать договор на оказание услуг по обращению с ОССиГ.
Именно в связи с утвержденным порядком обращения с отходами строительства Заказчиком в пункте 8 Технического задания включено требование о наличии потенциального Исполнителя услуг в реестре добросовестных транспортировщиков, осуществляющих транспортирование отходов на территории Московской области, присоединившихся к соглашению с министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области о сотрудничестве в сфере обращения отходов строительства и сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, на территории Московской области.
Пунктами 9-11 раздела II Приказа Минприроды России от 11.06.2021 N 399 (ред. от 04.04.2023) "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66097) разъясняется, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием отходов от граждан с целью их накопления и последующей передачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, осуществляют накопление отходов аккумуляторов на принадлежащих им на законном основании местах (площадках) накопления отходов, в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. При этом хранение отходов аккумуляторов транспортных средств допускается в течение 36 месяцев.
Описанием объекта закупки установлено, что Исполнитель, перед началом оказания услуг, обязан предоставить действующий договор на 2023 год с организациями, осуществляющими размещение (захоронение) отходов на специализированном объекте (полигоне) , имеющими соответствующую лицензию и состоящими в государственном реестре объектов размещения отходов.
Согласно Инструкции по проектированию эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996 г.), полигоны - это комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Отходы включенные в объект закупки, не сортированы по классам опасности и смешаны между собой. В свою очередь, при осуществлении сбора отходов не представляется возможным их сортировки в целях определения способа обращения с ними. В этой связи, Заказчиком установлено требование о вывозе мусора на полигон в целях определения дальнейшей его судьбы.
На основании изложенного, закупка N 0848300041023000297 на оказание услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов, не относящихся по своим свойствам к КГО и ТКО с контейнерных площадок городского округа Кашира Московской области в 2023 году была размещена с целью исполнения Заказчиком обязанности по содержанию контейнерных площадок и прилегающей к ним территории в чистоте.
Виды отходов включенные в перечень не ограничивают конкуренцию, поскольку из открытых источников информации очевидно, что круг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право вывозить отходы согласно перечня обширен. Так же деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности (не требующего наличия лицензии) в отдельности является конкурентным.
Наличие в перечне разных групп отходов связано исключительно с наличием на прилегающей к контейнерной площадке территории смешанного мусора, не относящегося по своим свойствам и морфологическому составу к ТКО и КГО и не подлежащего уборке ООО "Каширский РО".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части выбора способа определения поставщика путем проведения Аукциона не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 сентября 2023 г. N 050/06/105-35512/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2023