На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ ФАС России) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "СПК-Строй" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Амбулаторно-поликлинический комплекс ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" в рамках реализации государственного оборонного заказа (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0372100021523000245) (далее - Конкурс, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно отменивших протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.09.2023 N ПРОII1, а также протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.09.2023 N ИЭОК1 (далее - Протоколы N 1) и разместивших новые протоколы, в связи с чем победителем Конкурса определен иной участник закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 21.09.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.09.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.08.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 689 252 500 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 18809010830194009413;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.09.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ПАО "Мосэнергосетьстрой" с предложением о цене контракта в размере 2 608 574 925 руб.;
8) по результатам проведения Конкурса между Заказчиком и ПАО "Мосэнергосетьстрой" заключен государственный контракт от 25.09.2023 N 2325188102452007842328719/23000245 на сумму 2 608 574 925 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно отменены Протоколы N 1 и размещены новые протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12.09.2023 N ПРОII 2 и подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.09.2023 N ИЭОК 2 (далее - Протоколы N 2), в связи с чем победителем Конкурса определен иной участник закупки.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в том числе установлено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 9 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктом 2 части 14 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 11 Закона о контрактной системе протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки размещает протоколы, предусмотренные частями 6 и 13 Закона о контрактной системе, в единой информационной системе и на электронной площадке.
В силу пункта 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 1 части 16 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что после размещения в ЕИС Протоколов N 1, 12.09.2023 Заказчиком в адрес Оператора электронной площадки направлено обращение о предоставлении технической возможности размещения Протоколов N 2 ввиду технической ошибки в размещенных Протоколах N 1, в связи с чем Оператором электронной площадки предоставлена такая возможность. Так, 12.09.2023 Заказчиком размещены в ЕИС Протоколы N 2.
Вместе с тем Закон о контрактной системе предусматривает однократное размещение протоколов, составленных в ходе проведения закупки, за исключением случаев выдачи предписания контрольным органом в сфере закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 11 статьи 48, пункт 2 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, предоставившего Заказчику техническую возможность размещения Протоколов N 2 без предписания контрольного органа в сфере закупок, нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заказчиком устранена выявленная ошибка в Протоколах N 1 путем размещения в ЕИС Протоколов N 2.
2. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Вместе с тем в разделе 2 требований к содержанию составу заявки Извещения в том числе установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, а именно: "отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено требование к участнику закупки, предусмотренное пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в недействительной редакции Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о том, что участник закупки не является иностранным агентом.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в Извещении Заказчиком не установлено вышеуказанное требование к участникам закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (далее - Реестр).
В соответствии с требованиями к содержанию и составу заявки на участие в закупке документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме.
Вместе с тем Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ, в соответствии с которыми положения об обязанности саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации по состоянию на 01.09.2022 утратили силу.
С учетом положений статьи 55.17 ГрК РФ наличие сведений в Реестре в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, при проведении закупки в Извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о наличии членства в соответствующей саморегулируемой организации, требование к подтверждающему документу в документации об осуществлении закупки не устанавливается.
Так, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в Реестре, при этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в Реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
5. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Так, Постановлением N 570 установлен перечень, состоящий из 34 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному или муниципальному контракту.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570 установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в Извещении не содержится перечень возможных видов работ из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
6. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Пунктом 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлено, что дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:
- подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
- передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
- передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
- подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
- подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
На заседании Комиссии установлено, что обязательным приложением к проекту контракта Извещения является график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 4 к проекту государственного контракта). При этом в графике выполнения строительно-монтажных работ не отражены требования пункта 2.9 Методики, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения строительно-монтажных работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
8. Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Подпунктом "г" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпунктов "а", "б" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения (далее - Порядок оценки) Заказчиком для расчета баллов по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1) и по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) установлена формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения.
При этом Заказчиком установлено предельные максимальные значения характеристики по Детализирующему показателю N 1 Критерия в размере 2 000 000 000 руб. (74.37 % от НМЦК) и по Детализирующему показателю N 2 Критерия в размере 1 000 000 000 руб. (37.19 % от НМЦК), что не соответствует пункту 28 Положения и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, поскольку опыт выполнения работ в рамках контракта с ценой в размере 2 000 000 000 руб. и 1 000 000 000 руб., то есть менее НМЦК, не является сопоставимым опыту выполнения работ в рамках контракта с ценой в размере 2 689 252 500 руб., поскольку объем выполнения работ в рамках последнего контракта больше, по сравнению с вышеуказанным контрактом, и соответственно, оценка их опыта не может равняться одинаковому количеству баллов.
Таким образом, по мнению Комиссии, порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что противоречит целям и принципам, заложенным в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в большую сторону.
В связи с изложенным, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
8. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, в том числе опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с Извещением Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.09.2023 N ИЭОК2 заявка участника закупки с идентификационным номером "4" (ООО "Норд-СПБ") признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в адрес Заказчика направлены копии следующих документов Победителя, предусмотренных позицией 7 приложения к Постановлению N 2571:
- копия договора подряда от 16.12.2019 N Пд-001/08-19, заключенного между АО "Ойкумена" и ООО "Норд-СПБ", на строительство объекта капитального строительства: "Жилые дома со встроенно-пристроенными помещениями, пристроенными и отдельно стоящими автостоянками и объектами социальной инфраструктуры" на сумму 802 724 669,97 руб. (далее - Объект, Договор подряда);
- акт приемки законченного строительском объекта от 31.05.2022 N 1 (N КС-11) на сумму 818 779 163 руб.;
- копия разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию от 09.06.2022 N 78-15-21-2022 выданное ООО "Специализированный застройщик "ЛСТ Эксперт". При этом ООО "Специализированный застройщик "ЛСТ Эксперт" не является стороной Договора подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Договор подряда заключен в рамках исполнения обязательств по договору, заключенному между ООО "Специализированный застройщик "ЛСТ Эксперт" и АО "Ойкумена".
Таким образом, представленный ООО "Норд-СПБ" договор не может подтвердить наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, поскольку ООО "Норд-СПБ" выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика и не обладает опытом выполнения работ по Объекту в целом.
Учитывая изложенное, Комиссия, изучив представленные документы и информацию, приходит к выводу, что ООО "Норд-СПБ" представлен опыт выполнения работ не в соответствии с позицией 7 Приложения, поскольку указанный договор не является подтверждением соответствия участника закупки установленным требованиям.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки ООО "Норд-СПБ" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом ФАС России, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 9, 10.1 части 1 статьи 31, пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 2 части 11, пункта 2 части 15 статьи 48, частей 2, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 27.09.2023 по делу N 23/44/99/104 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2023 г. N 23/44/99/104
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023