В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказов Оренбургского УФАС России N 202/23 от 28.09.2023 г., N 214/23 от 04.10.2023 г. Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
в присутствии в режиме видео-конференц-связи представителя Общества с ограниченной ответственностью "УЮТ", действующего на основании доверенности,
представители Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом (исх. N ИБ/3705/23 от 28.09.2023 г.), заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения (вх. N 6211-ЭП/23 от 02.10.2023 г.),
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" (вх. N 6010/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "УЮТ" (ИНН: 5636000990) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Козловка, ул. Светлая, 1, в рамках реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области" в 2024 году (извещение N 0853500000323007431),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ "Новосергиевская РБ") (вх. N 6010/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "УЮТ" (далее - Общество, Победитель), (ИНН: 5636000990) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Козловка, ул. Светлая, 1, в рамках реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области" в 2024 году (извещение N 0853500000323007431).
Из обращения Заказчика следует, что Общество не подписало проект контракта в регламентированный срок - до 25.09.2023 г., в связи с чем 26.09.2023 г. ООО "УЮТ" признано уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Козловка, ул. Светлая, 1, в рамках реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области" в 2024 году.
Представитель ООО "УЮТ" просил представленные в отношении Победителя сведения не включать в РНП, указав на следующее.
Подписать проект контракта в регламентированный срок не представилось возможным по независящим от Общества обстоятельствам - неисправность рабочего оборудования, что подтверждается справкой от 27.09.2023 г. о том, что компьютер ООО "УЮТ" находился в ремонте у ИП Емельянова А.А. в период с 22.09.2023 г. по 26.09.2023 г. Об указанных обстоятельствах Победитель уведомил Заказчика письмом исх. N 99 от 26.09.2023 г.
Представитель Общества обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что Победитель не имел умысла на уклонение от подписания и исполнения настоящего контракта. В целях представления обеспечения исполнения контракта ООО "УЮТ" получило независимую гарантию АО "КИВИ БАНК" на сумму 63670,71 рублей.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы представителей Общества, установила следующее.
12.09.2023 г. Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке РТС-тендер было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Козловка, ул. Светлая, 1, в рамках реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области" в 2024 году (извещение N 0853500000323007431).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 273 414,28 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Из положений п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что победитель запроса котировок в электронной форме подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (Заказчиком исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2023 NИЗК1, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 114964670 (ООО "УЮТ") с предложением по цене контракта 1184275,00 рублей.
22.09.2023 г. Заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта.
В регламентированный срок - до 25.09.2023 г. Победителем проект контракта не подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки.
26.09.2023 г. Заказчиком был сформирован протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и размещен в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и ведения такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в РНП является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в РНП нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Как следует из пояснений ООО "УЮТ", подписать проект контракта в сроки, отведенные для его подписания, не представилось возможным по причине неисправности рабочего оборудования (компьютера). Инспекция Оренбургского УФАС России находит ссылку Общества на указанные обстоятельства неубедительной ввиду следующего.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. ООО "УЮТ", подавшее заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность. Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Поломка компьютера не может быть признана безусловным обстоятельством, исключающим применение мер публично-правовой ответственности, поскольку не является объективной причиной, свидетельствующей о невозможности своевременного подписания контракта.
Между тем, оценивая в настоящем случае действия Общества в их совокупности и взаимосвязи, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным сведения в отношении ООО "УЮТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Материалами дела установлено, что ООО "УЮТ" получило независимую гарантию АО "КИВИ БАНК" на сумму 63670,71 рублей.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" (вх. N 6010/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "УЮТ" (ИНН: 5636000990) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Козловка, ул. Светлая, 1, в рамках реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области" в 2024 году (извещение N 0853500000323007431), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 октября 2023 г. N 056/10/104-988/2023 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - капитальный ремонт - государственное бюджетное учреждение - электронная торговая площадка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023