В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 205/23 от 28.09.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:
Представитель Министерства региональной и информационной политики Оренбургской области - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлен надлежащим образом,
Представитель ООО "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом,
рассмотрев обращение Министерства региональной и информационной политики Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" (ИНН: 7203534138, КПП: 720301001, ОГРН: 1227200003403), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание информационных услуг (номер извещения N 0853500000323004008, реестровый номер контракта N 2561023719023000009),
УСТАНОВИЛА:
26 сентября 2023 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Министерства региональной и информационной политики Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" (далее - ООО "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ", Общество, Подрядчик) (ИНН: 7203534138, КПП: 720301001, ОГРН: 1227200003403), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание информационных услуг (номер извещения N 0853500000323004008, реестровый номер контракта N 2561023719023000009).
Уведомлением по делу N 056/10/104-996/2023 от 28.09.2023 г. заседание Инспекции Оренбургского УФАС России по рассмотрению обращения было назначено на "03" октября 2023 г. в 11 часов 30 минут.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено ООО "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" по адресу электронной почты - univers-consalt@bk.ru, указанному в муниципальном контракта N 853500000323004008 от 30.05.2023 г.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на ООО "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ".
Доказательств того, что адрес электронной почты - univers-consalt@bk.ru - заблокирован, и у Общества существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению ООО "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" о дате, времени и месте рассмотрения дела. Исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, ООО "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" о дате рассмотрения дела уведомлено.
Из обращения Заказчика следует, что в связи с тем, что по состоянию на 12.09.2023 Общество допустило неоднократное неисполнение своих обязательств по Контракту, а именно не исполнило заявки Заказчика N 1,2,3, а также заявки N 4,5,6, руководствуясь статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, пункта 8.1 государственного контракта N 0853500000323004008 от 30.05.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
11.05.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание информационных услуг (номер извещения N 0853500000323004008).
Начальная цена контракта составляет 1 000 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.05.2023 г. N ИЭА1, ООО "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" признано Победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта 470 000,00 рублей.
30.05.2023 г. между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 0853500000323004008 на оказание информационных услуг на сумму 470 000,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим контрактом, оказать информационные услуги (далее - услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение N1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.
В соответствии с п. 3.1 Контракта, срок исполнения обязательства, предусмотренного п. 1.1. контракта Исполнителем: c даты заключения контракта по 15 декабря 2023 года.
В соответствии с п. 3.5 Контракта, оказание информационных услуг осуществляется по заявкам Заказчика. Заявка подается Заказчиком в устной форме и (или) посредством передачи сообщения в мессенджерах или по электронной почте. В заявке указывается тема, дата, место, время начала и окончания проведения мероприятия и (или) необходимость присутствия аккредитованных в управлении информационной политики министерства региональной и информационной политики Оренбургской области журналистов и (или) фотографов сетевого издания или информационного агентства, на сайте которого будет организовано размещение информационн(ого)ых сообщени(я)й, тема и дата размещения информационн(ого)ых сообщени(я)й или тема и дата размещения информационн(ого)ых сообщени(я)й. Порядок аккредитации представлен на портале Правительства Оренбургской области.
Материалами дела установлено, что 16.06.2023 г. Заказчиком поданы заявки N 1, N 2, N 3 на подготовку и организацию размещения информационного материала объемом не менее 500 печатных знаков. Указанные заявки N 1,2,3 Исполнителем не исполнены. Каких-либо писем от Общества в адрес Заказчика не поступало.
10.07.2023 г. Заказчиком в отношении Общества выставлено требование (претензия) о выплате неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
10.08.2023 г. Заказчиком поданы заявки N 4, N 5, N 6 на подготовку и организацию размещения информационного материала объемом не менее 500 печатных знаков. Указанные заявки N 1,2,3 Исполнителем не исполнены. Каких-либо писем от Общества в адрес Заказчика не поступало.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 8.1 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренным положениями частей 8-23 статьи 95 закона N 44-ФЗ.
Заказчиком 12.09.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.09.2023 10:02 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Подрядчиком данное решение получено 12.09.2023 10:02 (МСК).
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 23.09.2023 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из имеющихся материалов дела, Обществом не исполнены обязательства по Контракту.
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у Общества отсутствовали правовые основания для неисполнения условий контракта, поскольку, выражая согласие с условиями документации об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, Общества приняло на себя обязательства по исполнению условий контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, Общество уклонилось от исполнения контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного договора, в материалы дела представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением ООО "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" явилось бы надлежащее исполнение условий контракта.
Вместе с тем, Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Министерства региональной и информационной политики Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" (ИНН: 7203534138, КПП: 720301001, ОГРН: 1227200003403), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание информационных услуг (номер извещения N 0853500000323004008, реестровый номер контракта N 2561023719023000009), удовлетворить.
2. Сведения, представленные Министерством региональной и информационной политики Оренбургской области в отношении:
- Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" (ИНН: 7203534138, КПП: 720301001, ОГРН: 1227200003403, адрес: 625031, г. Тюмень, ул. Щербакова, д. 160б, оф. 308);
- директора Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" АЛЕКСАНДРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ (ИНН 720412445402);
- учредителя Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" АЛЕКСАНДРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ (ИНН 720412445402);
включить в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на оказание информационных услуг N 0853500000323004008 от 30.05.2023 г. (реестровый номер контракта N 2561023719023000009) сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЮНИВЕРС-КОНСАЛТ" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 августа 2023 г. N 056/10/104-996/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - информационная услуга - участники закупок - исполнитель)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023