В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказов Оренбургского УФАС России N 203/23 от 28.09.2023 г., N 213/23 от 04.10.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
в присутствии в режиме видео-конференц-связи представителя ИП Крючкова И.Н. -действующей на основании доверенности,
представители Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом (исх. N ИБ/3704/23 от 28.09.2023 г.), заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения (вх. N 6227-ЭП/23 от 02.10.2023 г.),
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" (вх. N 6014/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Крючкова И.Н. (ИНН: 562903040183) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту районной больницы (здание ГБУЗ "Новосергиевская РБ", расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Мичурина, 58) (извещение N 0853500000322010648),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" (далее - Заказчик) (вх. N 6014/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Крючкова И.Н. (ИНН: 562903040183) (далее - Подрядчик, ИП Крючков И.Н.) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту районной больницы (здание ГБУЗ "Новосергиевская РБ", расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Мичурина, 58) (извещение N 0853500000322010648) (далее - закупка, аукцион).
Из обращения Заказчика следует, что 06.12.2022 г. между Заказчиком и ИП Крючковым И.Н. заключен контракт N ФБ-ОБ/2023-128 на выполнение работ по капитальному ремонту районной больницы (здание ГБУЗ "Новосергиевская РБ", расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Мичурина, 58) (реестровый номер контракта 2563600327822000307) (далее - Контракт). Срок выполнения работ - не позднее 31.03.2023 г. Дополнительным соглашением N 1 от 28.03.2023 г. срок выполнения работ продлен до 10.04.2023 г. По состоянию на 09.08.2023 г. Заказчиком приняты и оплачены выполненные работы на общую сумму 1 044 102,35 рублей. Оставшийся объем работ до настоящего времени не выполнен, что приводит к срыву регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Оренбургской области" в 2023 году. В связи с неоднократным нарушением условий Контракта ИП Крючковым И.Н. 29.08.2023 г. Контракт расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Заказчика.
Представитель ИП Крючкова И.Н. просил сведения в отношении Подрядчика в РНП не включать, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. Фактически большая часть работы была выполнена и сдана Подрядчиком. Соответствующие акты приемки подписаны Заказчиком, выполненные работы оплачены на ГБУЗ "Новосергиевская районная больница" сумму 1 044 102,35 рублей.
Представитель Подрядчика сообщил, что намерений уклоняться от выполнения работ по Контракту у ИП Крючкова И.Н. не имелось. Выполнение работ в срок и в полном объеме не произведено Подрядчиком по независящим от него причинам, указанным в возражении на односторонний отказ от исполнения контракта Заказчика.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
22.11.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту районной больницы (здание ГБУЗ "Новосергиевская РБ", расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Мичурина, 58) (номер извещения N 0853500000322010648).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.12.2022 г. N ИЗК1, ИП Крючков И.Н. признан победителем закупки с предложением по цене контракта - 1 200 000,00 рублей.
06.12.2022 г. между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Новосергиевская районная больница" и ИП Крючковым И.Н. заключен контракт N ФБ-ОБ/2023-128 на выполнение работ по капитальному ремонту районной больницы (здание ГБУЗ "Новосергиевская РБ", расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Мичурина, 58) (реестровый номер контракта 2563600327822000307).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, по настоящему контракту Подрядчик обязуется выполнить работы: капитальный ремонт районной больницы (здание ГБУЗ "Новосергиевская РБ", расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Мичурина, 58) в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п. 1.5 Контракта, срок выполнения работ: с момента заключения Контракта не позднее 31 марта 2023 года.
В силу п. 2.3.1 Контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы своими силами и средствами, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и графиком производства работ (при наличии), и сдать законченные работы Заказчику в порядке, установленном настоящим Контрактом.
Из дополнительного соглашения N 1 от 28.03.2023 г. к Контракту N ФБ-ОБ/2023-128 от 06.12.2022 г. следует, что срок выполнения работ продлен до 10.04.2023 г.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 7.2 Контракта, Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случае неисполнения, просрочки исполнения, либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий Контракта, в том числе:
- в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (пять) рабочих дней,
- в случае выполнения Подрядчиком работ ненадлежащего качества,
- в случае установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства,
- в случае неустранения Подрядчиком недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности,
- по основаниям, предусмотренным ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации,
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
В частности, из представленных в материалы дела документов установлено следующее.
Представитель Подрядчика пояснил, что завершить предусмотренные Контрактом работы в установленный срок не представилось возможным в связи с возникновением дополнительных работ, не учтенных сметой, необходимостью замены материала. Кроме того, нарушение сроков исполнения Контракта связано затягиванием выполнения работ на объекте иным подрядчиком. Без выполнения работ последним ИП Крючков И.Н. был лишен возможности выполнять обязательства по Контракту. На основании указанного, ИП Крючковым И.Н. в адрес иного подрядчика направлено письмо (исх. N 1 от 23.03.2023 г.) с просьбой ускорить работы по ремонту здания.
В связи с указанными обстоятельствами Подрядчик просил Заказчика продлить срок выполнения работ.
Заказчику письмом (исх. N 158 от 31.03.2023 г.) сообщил ИП Крючкову И.Н. о невозможности повторно продлить срок выполнения работ. Помимо прочего, Заказчик обратил внимание Подрядчика о дефектах, выявленных при осмотре объекта.
Заказчиком в адрес ИП Крючкова И.Н. неоднократно направлялись письма о необходимости выполнения работ в соответствии с условиями Контракта.
09.06.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлены претензии (исх. N 271., N 272) в связи с тем, что работы, предусмотренные Контрактом, не завершены.
В материалы дела представлен Акт комиссионного осмотра объекта от 15.08.2023 г.
В соответствии с протоколом по результату рабочей встречи на объекте проведения работ по капитальному ремонту от 15.08.2023 г., участвующие лица (в том числе представители Подрядчика и Заказчика) установили ИП Крючкову И.Н. срок для завершения всего объема работ и устранения выявленных замечаний 5 рабочих дней с момента получения акта осмотра объекта и протокола, направленного в адрес Подрядчика 18.08.2023 г. В случае незаврешения всего объема работ и неустранения всех замечаний работы не принимаются, не оплачиваются, Контракт подлежит расторжению.
Письмами исх. N 41 от 18.08.2023 г., N 42 от 21.08.2023 г. Подрядчик сообщил Заказчику о трудностях, возникших в ходе исполнения обязательств по Контракту.
В материалы дела представлен Акт комиссионного осмотра объекта от 29.08.2023 г. Из указанного акта следует, что замечания ИП Крючковым И.Н. не устранены в полном объеме.
В соответствии с протоколом по результату рабочей встречи на объекте проведения работ по капитальному ремонту от 29.08.2023 г., участвующие лица приняли и установили следующее:
- в срок, установленный протоколом от 15.08.2023 г., замечания ИП Крючковым И.Н. не устранены;
- принять работы, установленные контрактом N ФБ-ОБ/2023-128 от 06.12.2022 г. на выполнение работ по капитальному ремонту районной больницы (здание ГБУЗ "Новосергиевская РБ", расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Мичурина, 58) в части монтажа ГКЛ стен, выполняемые ИП Крючковым И.Н. на 11,7%.
Положениями рассматриваемого Контракта предусмотрена электронная приемка результатов работ. Так, в соответствии с п. 3.13 Контракта, оформление и подписание документов о приемке осуществляется в электронной форме в ЕИС, в соответствии с частями 13,14 статьи 94 Федерального Закона 44-ФЗ.
В силу п 3.14 Контракта, датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком
Согласно материалам дела, данным с сайта ЕИС, Подрядчиком размещены электронные акты о приемке выполненных работ N 1-3 от 10.04.2023 г. (Исправление N 1 от 20.06.2023 г.), N 3 от 16.08.2023 г. на сумму 1 044 102,35 рублей. 20.06.2023 г., 17.08.2023 г. соответственно работы приняты Заказчиком посредством ЕИС, что подтверждается подписями должностного лица ГБУЗ "Новосергиевская районная больница" на документах о приемке.
Заказчиком оплата по принятым электронным документам о приемке произведена в полном объеме, о чем свидетельствуют платежные поручения N 199958, N 1999845 от 21.06.2023 г., N 120663, N 120664 от 18.08.2023 г.
Таким образом, Заказчиком приняты и оплачены работы, выполненные Подрядчиком, на сумму 1 044 102,35 рублей из 1 318 946,40 рублей, что составляет 79,16% от цены Контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.08.2023 15:30 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N 393 от 29.08.2023 г.). Поставщиком Получено 29.08.2023 15:30 (МСК).
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта вступил в силу 11.09.2023 г.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается вступившим в силу.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следовательно, обращение Заказчика о включении сведений в отношении ИП Кр.чкова И.Н. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) подлежало направлению в Оренбургское УФАС России в срок не позднее 13.09.2023 г.
Между тем, в нарушение требований ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, указанное обращение поступило в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему лишь 31.07.2023 г. (обращение N 035330002000000002 от 26.09.2023 г., вх. N 6014/23 от 27.09.2023 г.).
Следовательно, должностным лицом ГБУЗ "Новосергиевская районная больница" нарушены положения ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
04.09.2023 г. от Подрядчика в адрес Общества поступило письмо (исх. N 46 от 04.09.2023 г.), согласно которому ИП Крючковым И.Н. устранены выявленные недостатки.
Между тем доказательств, свидетельствующих о том, что Подрядчиком в вышеуказанный срок были устранены нарушения условий Контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в материалы дела представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положений законодательства в сфере закупок, о недобросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблении в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Основанием для включения в РНП является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требований Закона о контрактной системе.
При принятии решения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств и с учетом того, что ИП Крючковым И.Н. работы по Контракту были выполнены на 79,16%, оплачены Заказчиком, Инспекция Оренбургского УФАС России, не имеет достаточных оснований для включения информации об ИП Крючкове И.Н. в РНП.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Новосергиевская районная больница" (вх. N 6014/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Крючкова И.Н. (ИНН: 562903040183) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту районной больницы (здание ГБУЗ "Новосергиевская РБ", расположенное по адресу: Оренбургская область, Новосергиевский район, п. Новосергиевка, ул. Мичурина, 58) (извещение N 0853500000322010648), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 октября 2023 г. N 056/10/104-989/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - капитальный ремонт - подрядчик - сроки выполнения работы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023