Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N 1" (далее - Заказчик):
ООО "ЛИТОЛАБ" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 24088-ЭП/23 от 21.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для медицинского назначения (извещение N 0372200160223000055),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для медицинского назначения (извещение N 0372200160223000055) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 28 702,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЛИТОЛАБ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛИТОЛАБ" заключен государственный контракт N 0372200160223000055-01 от 19.06.2023 на сумму 28 702,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
9.4.1. в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.4.2. в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (п. 1 ст. 463, абз. вт. ст. 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.4.3. в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛИТОЛАБ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходных материалов для медицинского назначения (далее - Товар) по заявкам Заказчика, в течение 60 календарных дней с даты заключения Контракта сторонами (п. 4.1 Контракта).
Согласно п. 4.2 контракта поставка товара, погрузочно-разгрузочные работы осуществляются силами Поставщика по адресу: 196620, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, дом 49. Поставка товара осуществляется одной партией в будние дни с 10-30 до 15-30 (обед с 13-00 до 13-30).
Заявка на поставку постельного белья, согласно п. 4.1 Контракта, была направлена Участнику 29.06.2023.
18.08.2023 Участнику было направлено письмо под исх. N 858 от 18.08.2023 о необходимости поставить Товар в срок до 01.09.2023.
В адрес Участника также направлялось претензионное письмо (N 664 от 24.08.2023) с требованием выполнить обязательства по Контракту и оплатить неустойку (пени). Ответ от Участника в адрес Заказчика не поступил.
По состоянию на 05.09.2023 Товар Участником поставлен не был. Таким образом Участник грубо нарушил сроки поставки Товара.
В связи с неоднократным нарушением Участником сроков поставки Товара Заказчик, руководствуясь п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.4 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.09.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЛИТОЛАБ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 18.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с Решением Заказчика не согласен поскольку ООО "ЛИТОЛАБ", заключив Контракт с Заказчиком, руководствуясь нормами Контракта, Закона о контрактной системе, ГК РФ и иных правовых актов Российской Федерации, своевременно приступило к выполнению взятых на себя обязательств.
29.06.2023 Участником была получена заявка от Заказчика на поставку Товара (исх. N 512 от 29.06.2023):
- пипетка по типу Пастеровской в количестве 5500 шт.;
- поильник пластиковый для больных в количестве 100 шт.
14.07.2023 Участник отправил со склада Товар по адресу Заказчика при помощи ТК "Деловые линии". 20.07.2023 Товар был доставлен Заказчику. Однако 20.07.2023 Заказчиком отказано в приемке Товара в связи с выявлением несоответствия Товара требованиям Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), отраженном в Акте от 20.07.2023 (Письмо исх. N 581 от 20.07.2023).
01.08.2023 по данному обстоятельству Участником в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N 06-08/23 от 01.08.2023), в котором он просил пояснить, какая именно характеристика не устроила Заказчика - отсутствие на корпусе пипетки градуировочной метки на уровне 3,5 мл или отсутствие возможности набрать при помощи поставленного изделия объем жидкости, составляющий не менее 3,5 мл. Также в данном письме Участник предложил осуществить приемку поставленного Товара "поильник пластиковый для больных", поскольку поставленный Товар соответствует условиям Контракта, так как при описании характеристик Товара в Контракте отсутствуют требования о наличии либо отсутствии каких-либо перегородок и их расположении; все перечисленные в Контракте характеристики соответствуют характеристикам поставленных изделий.
03.08.2023 в ответ на письмо Участника (исх. N 06-08/23 от 01.08.2023) Заказчик в очередной раз сообщил о несоответствии поставленного Товара условиям Контракта, не дав разъяснений по существу поставленных Участником вопросов.
16.08.2023 от Заказчика получено письмо (исх. N 06-08/23 от 01.08.2023) с требованием осуществить поставку до 18.08.2023.
16.08.2023 в ответ на письмо Заказчика (исх. N 06-08/23 от 01.08.2023) Участник сообщил о готовности в целях разрешения сложившейся ситуации заменить поставленный Товар на товар с улучшенными характеристиками:
- "пипетка по типу Пастеровской" - пипетка для переноса жидкости (Пастера) 3,5 мл н/стер, уп. 500 шт., ТУ 32.50.50-028-29508133-2019, МиниМед 3,5 мл, длина 160 мм (РУ N РЗН 2019/8912 от 13 января 2020 года).
По второй позиции Контракта Участник сообщил, что при предложении поставленного Товара он руководствовался следующим:
- полукрышка, которой снабжен поильник, является разновидностью крышки;
- ранее Участником неоднократно закупался Товар данной модификации;
- аналогичные изделия, зарегистрированные в качестве медицинский изделий в Российской Федерации, на рынке и в реестре медицинский изделий отсутствуют.
Но тем не менее, при наличии у Заказчика информации о модели/производителе товара (поильник), Участник просил ему сообщить для осуществления дальнейшей замены.
Однако данное обращение Участника Заказчиком в очередной раз было проигнорировано.
В ходе исполнения Контракта Участником параллельно велась переписка посредством сервиса обмена мгновенными сообщениями (www.watsapp.com) с главной медицинской сестрой СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N 1", из которой следует, что Участник неоднократно просил предоставить информацию о Товаре, который Заказчик указал в техническом задании, и предлагал заменить Товар. В ходе указанной переписки стало известно, что техническое задание в готовом виде Заказчику предоставила компания ООО "НПФ "АБРИС+" (ИНН: 7810639197), а позже выяснилось, что все 3 коммерческих предложения для формирования НМЦК также были получены от ООО "НПФ "АБРИС+".
В этой связи 24.08.2023 Участник запросил у ООО "НПФ "АБРИС+" поильники, приложив техническое задание из Контракта. В ответ на запрос Участником было получено коммерческое предложение на поильник с крышкой, но без ручек и без регистрационного удостоверения (с НДС 20%). Участник сообщил ООО "НПФ "АБРИС+" о несоответствии предлагаемого ими товара запросу, на что получил ответ об отсутствии у компании других поильников, соответствующих Техническому заданию.
Несмотря на очевидную незаинтересованность Заказчика в приемке Товара и игнорирование предложения о замене Товара, Участник закупил ранее предложенные Заказчику пипетки производства ООО "МиниМед" и организовывал их доставку напрямую от производителя из г. Брянск до адреса Заказчика.
29.08.2023 пипетки производства ООО "МиниМед" были доставлены ТК "Деловые линии" до адреса Заказчика, однако Заказчиком было отказано в принятии груза.
05.09.2023 Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с непоставкой Товара, предусмотренного условиями Контракта.
11.09.2023 в ответ на Решение об одностороннем отказе Участник направил возражение, в котором изложил Заказчику всю вышеописанную ситуацию и просил согласовать поставку аналогичного товара с улучшенными характеристиками, принять и оплатить Товар, доставленный Заказчику 29.08.2023, в соответствии с условиями Контракта.
Таким образом, представитель Участника считает, что ООО "ЛИТОЛАБ" в ходе исполнения Контракта проявлено исключительно добросовестное поведение. ООО "ЛИТОЛАБ" делало все от него зависящее для удовлетворения нужд Заказчика и достижения целей Контракта, однако столкнулось с отсутствием у Заказчика желания вопреки положениям Контракта (п. 10.7 Контракта).
Вместе с тем представитель Участника сообщил, что пипетка Пастера - изделие, предназначенное для дозирования и переноса жидкостей там, где не требуется соблюдение точных объемов. Бывают с градуировочной шкалой, либо без неё; погрешность отклонения величин дозируемого материала от градуировочной разметки может составлять 15-20% согласно инструкциям производителей. Следовательно, одни производители на этикетке и в качестве наименования указывают номинальный объем - то есть объем жидкости, который пипетка может набрать при сжатии груши. Другие производители на этикетке и в качестве наименования указывают только тот объем пипетки, который покрывает градуировочная шкала. Все вышеперечисленные пипетки имеют примерно одинаковые параметры (объем, длина, градуировка) и при полном заполнении могут набирать до 7 мл жидкости. Поэтому деление пипеток на виды - 3 мл и 3,5 мл на практике не имеет никакого значения. Что касается позиции "Поильник пластиковый для больных":
При подготовке к участию в закупке, Участником был проведен анализ всех медицинских изделий, подходящих под описание Заказчика, в установленном порядке зарегистрированных на территории Российской Федерации (имеющих регистрационное удостоверение на медицинское изделие), что являлось требованием Заказчика к поставляемым товарам. В результате поисков, в качестве единственного наиболее подходящего изделия под описание Заказчика, был найден поильник российского производства, имеющий регистрационное удостоверение: https://apteka.ru/product/poilnik-polimernyj-dlezhach-bolnyx-5e326fb4f5a9 ae000140bfd4/. Других подходящих под описание Заказчика изделий на рынке на текущее время нет.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЛИТОЛАБ" в реестр недобросовестных поставщиков, так как по мнению представителя Участника, ООО "ЛИТОЛАБ" совершало активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению Контракта.
Вместе с тем п. 5.6 Контракта установлено, что по факту приемки товара Поставщик и Заказчик подписывают документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок. В день доставки (до момента фактической поставки) товара по адресу поставки товара, указанному в п. 4.2 Контракта, Поставщик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке.
К документу о приемке должны быть приложены электронные образы (скан-образы) документов, являющихся его неотъемлемой частью:
- акта сдачи-приемки товара по форме, согласно Приложению N 2 к Контракту;
- счета (документ должен содержать наименование Заказчика, Поставщика, номер и дату);
- универсального передаточного документа (вместо товарной накладной и счета-фактуры (при наличии)) (п. 5.7 Контракта).
Участник в нарушение условий Контракта не разместил в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке, в следствие чего лишил Заказчика права на осуществление действий, указанных в п. 5.9 Контракта.
Кроме того, согласно п. 4.3 Контракта приемка-передача товара осуществляется в день поставки уполномоченными представителями Заказчика и Поставщика. О дате поставки Поставщик письменно или по телефону извещает Заказчика за 2 (два) рабочих дня до предполагаемой даты поставки. Передача (отгрузка) товара осуществляется Поставщиком (имеющему доверенность на передачу товарно-материальных ценностей) лицу, уполномоченному на то Заказчиком.
В случае отсутствия представителя Поставщика либо отсутствие у последнего документов, подтверждающих его полномочия, Заказчик имеет право отказаться от приемки товара, при этом, в случае нарушения сроков поставки, данное нарушение будет находиться в зоне ответственности Поставщика.
По словам представителя Участника, 29.08.2023 пипетки производства ООО "МиниМед" были доставлены до адреса Заказчика ТК "Деловые линии", и, как было установлено Комиссией УФАС - без размещенного на Официальном сайте документа о приемке Товара. Таким образом, по мнению Комиссии УФАС, у Заказчика имелись основания для отказа в приемке Товара.
Вместе с тем Заказчиком в Акте проверки товара от 20.07.2023 были даны исчерпывающие разъяснения о несоответствии поставленного Товара и указаны причины отказа в приемке. Также для позиции "Поильник пластиковый для больных" Спецификацией к Контракту установлено требование о наличии крышки.
Вместе с тем в силу ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Участник данным правом не воспользовался, жалоб на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке в регламентированный срок не направлял, запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не подавал.
Таким образом, Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта, содержащемся в составе документации электронного аукциона, однако условия Контракта не исполнил. Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности, и без надлежащей внимательности и осмотрительности став победителем электронного аукциона, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЛИТОЛАБ", ИНН: 5445030961; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Глазенко Александр Валерьевич, ИНН: 544510274069; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Хамкина Алена Владимировна, ИНН: 540808811425, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЛИТОЛАБ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
18.09.23 |
20.09.23 |
20.09.23 |
0 |
21.09.23 |
28.09.23 |
27.09.23 |
0 |
02.10.23 |
02.10.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 сентября 2023 г. N РНП-78-1336/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023