Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "МОЙ ДОМ" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 23964-ЭП/23 от 20.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку халатов операционных одноразового использования (извещение N 0372100049622002392),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку халатов операционных одноразового использования (извещение N 0372100049622002392) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 5 856 398,80 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 2 099,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МОЙ ДОМ", которое предложило по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта - 1 542,83 рублей.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МОЙ ДОМ" заключен государственный контракт N 03721000496220023920001 от 30.11.2022 (далее - Контракт), согласно которому в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку халатов операционных одноразового использования (далее - Товар) отдельными партиями в течение 5-ти рабочих дней, при экстренной необходимости в течение 24 часов с момента извещения Поставщика Заказчиком о необходимости поставки Товара (подачи заявки), в период с 01.01.2023 по 30.11.2023 (п. 5.2 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "МОЙ ДОМ", в связи с непоставкой Товара по заявкам от 27.06.2023, от 28.06.2023, от 07.07.2023.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.07.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МОЙ ДОМ" были устранены, в связи с чем Заказчик 31.07.2023 отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем расторжении контракта.
Однако 06.09.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем расторжении контракта (далее - Решение).
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, что 09.08.2023 Поставщику была направлена заявка на поставку товара N 8731. Товар по данной заявке был поставлен частично.
10.08.2023 Поставщику направлена заявка на поставку товара N 8855. Товар по данной заявке в полном объеме поставлен 24.08.2023.
15.08.2023 Поставщику направлена заявка на поставку товара N 9083. Товар по данной заявке поставлен в полном объеме 31.08.2023.
23.08.2023 Поставщику направлена заявка на поставку товара N 9501. Товар по данной заявке не поставлен.
Пунктом 12.4 Контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в том числе в следующих случаях:
- поставка Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- неоднократное нарушение Поставщиком срока поставки Товара;
- однократное нарушение срока поставки Товара, в случае если нарушение срока поставки Товара вдовое превышает срок поставки Товара, предусмотренный п. 5.2. Контракта.
На основании изложенного Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что по состоянию на 26.09.2023 ООО "МОЙ ДОМ" исполнило обязательства на сумму 3 014 461,52 рублей. Неисполненные обязательства по Контракту по не поступившим заявкам от Заказчика на сумму 2 841 937,28 рублей.
19.07.2023 Заказчиком было инициировано расторжение Контракта в одностороннем порядке из-за задержки поставки Товара.
31.07.2023 Заказчиком произведена отмена решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду устранения ООО "МОЙ ДОМ" нарушения условий Контракта, послужившего основанием для расторжения, а также направления соответствующего ходатайства Заказчику.
06.09.2023 Заказчиком было инициировано повторное расторжение Контракта в одностороннем порядке из-за задержки поставки Товара.
11.09.2023 ООО "МОЙ ДОМ" устранило нарушение условий Контракта, послужившего основанием для расторжения, а также направило ходатайство Заказчику об отмене Решения. Однако ходатайство было оставлено Заказчиком без удовлетворения. 19.09.2023 Контракт был расторгнут.
21.09.2023 Заказчиком было направлено требование об оплате штрафа в размере 5 000,00 рублей (пять тысяч рублей). ООО "МОЙ ДОМ" была произведена оплата.
Также представитель Участника пояснил, что задержки поставки были вызваны тем, что объем Товара по Контракту является неопределенным, ввиду чего невозможно было сделать складские остатки для оперативной отправки Заказчику после поступления заявок на поставку.
Вместе с тем в ходе исполнения Контракта ООО "МОЙ ДОМ" пыталось неоднократно получить от Заказчика информацию, не являющуюся обязательством, а лишь ориентиром для будущих поставок, для формирования складских запасов, но Заказчиком данная информация предоставлена не была.
Фактором, осложняющим оперативность поставок также служила стерильность изделий, производственный цикл которых у производителя гораздо дольше, чем у нестерильных изделий. ООО "МОЙ ДОМ" направляло запросы производителю с просьбой ускорить отгрузки, но ввиду того, что продукция стерильная, а также плотность изделия не является распространённой, получало отказ.
Также ООО "МОЙ ДОМ" в ходе исполнения Контракта, столкнувшись с задержками поставки, предпринимало попытку найти альтернативного производителя аналогичной продукции с целью ходатайства Заказчику на замену продукции с улучшенными характеристиками, но остальными производителями сроки были предложены еще более долгие.
На основании вышеизложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МОЙ ДОМ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "МОЙ ДОМ" не пыталось уклониться от исполнения Контракта, а напротив, предпринимало попытки минимизировать нарушения со своей стороны, либо свести их к нулю.
В период с 01.08.2022 по настоящее время ООО "МОЙ ДОМ" были успешно исполнены 54 государственных контрактов на сумму более 48 млн.рублей, на исполнении находятся 21 контракт, а также имеются благодарственные письма от заказчиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "МОЙ ДОМ" предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "МОЙ ДОМ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МОЙ ДОМ" (ИНН: 5032326477), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 сентября 2023 г. N РНП-78-1327/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023