Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 6" (далее - Заказчик):,
ООО "Меркурий" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24151-ЭП/23 от 21.09.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на поставку постельных принадлежностей и готовых текстильных изделий (извещение N 0372200070823000140) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.08.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200070823000140. Начальная (максимальная) цена контракта - 284 448, 90 рублей.
В жалобе ООО "Меркурий" указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
Не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Заявка не соответствует п. 2.1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению извещения об осуществлении закупки, а именно:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
1) Позиция 1 (Пододеяльники из хлопчатобумажных тканей.) - значение показателя "Длина: выше 210 220 см" указано не в соответствии с инструкцией.
Требования к значениям показателей:
Наименование показателя: Длина:
Требования к значениям показателя: выше 210 220 см.
Наименование показателя: Допускаемые отклонения по длине пододеяльника:
Требования к значениям показателя: не меньше -2 _ не больше 2 см.
В заявке:
Длина: 210,1 см.
Допускаемые отклонения по длине пододеяльника: -2 _ 2 см.
Комментарий:
Требуемая длина пододеяльника выше 210 220 см указанное в заявке значение длины при Допускаемом отклонении по длине пододеяльника: -2 _ 2 см не может быть 210,1 см, длина с учетом отклонения составляет 208,1 см (210,1 см - 2 см), что не соответствует требованию длина пододеяльника выше 210
220.
Основание для признания заявки не соответствующей -п. 1) ч. 12 ст. 48 (пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43, пп.а) п 1 ч. 5 ст. 49) Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Кроме того, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
В отношении товарной позиции "Пододеяльники из хлопчатобумажных тканей" установлены, в том числе, следующие требования:
"Длина: выше 210 220 см; допускаемые отклонения по длине пододеяльника: требования к значениям показателя: не меньше -2 _ не больше 2 см".
Из содержания заявки Заявителя следует, что участником закупки представлены характеристики товара, соответствующие требованиям извещения, а именно: "Длина: 210,1 см; Допускаемые отклонения по длине пододеяльника: -2 _ 2 см".
Таким образом, в указанной части заявка Заявителя в полной мере удовлетворяет требованиям Заказчика.
В свою очередь, согласно установленной Заказчиком инструкции, Заказчиком приведены следующие правила представления сведений о предлагаемом к поставке товаре:
"При указании значений, участник должен руководствоваться положениями инструкции, а так же учитывать, что: словосочетание "не уже", "не ниже" означает большее и равное значению, установленному Заказчиком; словосочетания "не шире", "не выше", "до" означает меньшее и равное значению, установленному Заказчиком; слова "уже", "ниже" означает меньшее и не равное значению, установленному Заказчиком; слово "шире", "выше", "от" означает большее и не равное значению, установленному Заказчиком;
В случае, если на момент публикации документы о техническом регулировании утратили силу, то соответствие товаров таким документам не требуется.
1) При описании требований к значению показателя, для которых установлено максимальное и (или) минимальное значение Заказчиком использованы следующие слова (словосочетания) и символы: "не ниже_"; "не выше"; "от
", "не менее
", "менее
", "уже
", "не уже
","
", "до
", "шире_","не шире_", "не превышает_", "выше_", "больше_", "меньше_", "ниже_", "более_", "не должна быть менее_", "<_", "не больше_", "не должно быть менее_", ">_", "не должны быть менее_", "не должен быть менее_", "не меньше_ и не больше_", "не меньше_ менее_", "не ниже_ - не больше_","не ниже_ и не выше_","не ниже_ - менее_", "не менее_ _ не больше
","не менее
-
", "не менее
и менее
",
выше
и не более
, "выше
", "выше
- <
", "больше
<
","больше
- меньше
", ">
", ">_ - <_","более_ _ до_", "более_ и менее_", "от_ - не больше_", "от_
", "уже
- не уже
", "шире
и не шире
". В этих случаях участник указывает одно значение показателя без использования вышеуказанных слов (словосочетаний) (если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией).
3) При описании требований к значению показателя, которые определяются диапазоном значений, Заказчиком использованы следующие слова (словосочетания, символы):
"не меньше не больше
", "не меньше
и
", "не меньше
и <
", "не ниже
и не больше
", "не ниже
-
", "не ниже
- <
", "не менее
и не больше_","не менее_ - до_", "не менее_ менее_", "выше_ и до_", "выше_ - менее_", "больше_ - <_", "больше_ и не более_", ">_ и <_", ">_ до
,
более
и до
, "более
менее
", "от
и не больше
", "от
", "от_ менее_", "не больше_ - не меньше_", "до_ и не меньше_", "<_ - не менее_". В этих случаях участник предоставляет соответствующее значение диапазона без использования вышеуказанных слов (словосочетаний, символов) установленных в требованиях к значению показателя (если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией)".
Согласно установленным в описании объекта закупки требованиям к длине товара нуждам заказчика удовлетворяет изделие с номинальной длиной в диапазоне более 210 и не более 220 см. При этом такое изделие должно соответствовать требованиям ГОСТ 31307-2005 "Белье постельное. Общие технические условия". Также в соответствии с пунктом 3.6 указанного ГОСТа заказчик устанавливает требование к допускаемым отклонениям измерений готового пододеяльника - в пределах 2,0 см от заявленного номинального размера изделия.
Таким образом, готовый пододеяльник с заявленной номинальной длиной 210,1 см, произведенный в соответствии с ГОСТ 31307-2005, может иметь длину с учетом допускаемого отклонения измерений в пределах 208,1 - 212,1 см. При этом такой пододеяльник считается соответствующим требованиям заказчика пододеяльником длиной 210,1 см.
Следовательно, участник закупки в рассматриваемом случае вправе был указывать значения показателей характеристик предлагаемых товаров исходя из буквального толкования положений извещения и собственного понимания описания соответствующего товара.
Из содержания заявки Заявителя следует, что в отношении показателей характеристики предлагаемых к поставке товаров участником закупки указаны конкретные, числовые значения, не указывающие на диапазон значений, а также не предусматривающие возможности двоякого толкования.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения. Приняв решение об отклонении заявки Заявителя, комиссия Заказчика допустила нарушение п.п. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Меркурий" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п.п. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 сентября 2023 г. N 44-3974/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023