Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик):;
ООО "Союз Экспертов Северо-Запада" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24242-ЭП/23 от 22.09.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Дом жилой с зимним садом", входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Дом Форостовского П.П.", по адресу: г. Санкт-Петербург, 4 линия В.О., дом 9, лит. А (реставрация лицевого фасада и устройства подсветки в части приспособления для современного использования) (извещение N 0372100009923000096) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 11.09.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100009923000096. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 102 152, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в нём содержится Приложение N 3 к проекту контракта "График выполнения работ":
N п/п |
Выполнение работ |
Дата начала работ |
Дата окончания работ |
1 |
2 |
4 |
4 |
1. |
Инженерно-геодезические изыскания |
со дня заключения Государственного контракта |
30.11.2023 |
2. |
Проектные работы - проект реставрации лицевого фасада |
со дня заключения Государственного контракта |
30.11.2023 |
3. |
Проектные работы - устройство подсветки |
со дня заключения Государственного контракта |
30.11.2023 |
4. |
Историко-культурная экспертиза проектной документации |
со дня заключения Государственного контракта |
30.03.2024 |
Согласно доводам Заявителя, указанные сроки являются неисполнимыми.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениям Заказчика, в соответствии с п. 1.8. инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры, установленными Реставрационными нормами и правилами РНиП 1.02.01-94, разработка научно-проектной документации осуществляется, как правило, в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации.
При этом, при разработке научно-проектной документации следует руководствоваться законодательными и нормативными актами по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры, сметными нормами и другими нормативными документами, утвержденными государственными органами охраны памятников истории и культуры, положениями настоящей Инструкции, а также нормативными актами и документами Российской Федерации по проектированию и строительству в тех случаях, когда они не входят в противоречие с интересами охраны, реставрации и использования недвижимых памятников истории и культуры.
Учитывая, что требованиями Закона N 73-ФЗ не установлено нормирование срока разработки проектной документации, необходимо руководствоваться нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными актами в строительстве. Так, в Приказе Министерства строительства N 264/пр. от 15 мая 2020 года закреплен нормативный срок разработки проектной документации для капитального строительства. Согласно ему, продолжительность инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования определяется в зависимости от площади объекта и, например, установлен норматив для зданий до 1500 кв.м - 4 месяца.
Заказчик уточняет, что закупка выполнения научно-проектных работ производится для здания 680 кв.м.
Процедура подписания контракта, с учетом размещения закупки 11.09.2023 г., произошла бы в первой декаде - середине октября. Соответственно, до выполнения работ по стадиям 1-3 у победителя закупки было бы 1,5 месяца.
Подрядчику необходимо 30 рабочих дней, чтобы получить задание, выданное в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт- Петербурга, в соответствии с п. 2.3. Технического задания и далее получить разрешение на комплексные научные исследования (регламентированные сроки не более 30 рабочих дней), также указано, что получение разрешения не прописано в техническом задании, но без него выполнить работ по комплексному научному исследования невозможно.
Заказчик считает, что Заявитель заблуждается в том, что условиями закупки установлено условие получение задания на выполнение комплексных научных исследований. Такое Задание получено 18 мая 2022 года N 01-21-952/22, о чем указано в п. 1.10. и 2.16. Технического задания.
В отношении получения разрешение на выполнение комплексных научных исследований, то действительно, его получение необходимо для выполнения работ в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), при этом Заказчик в п. 2.17. Технического задания, установил условия соблюдения нормативных требований к выполнению работ.
Победитель закупки должен обладать теми ресурсами, которые позволят ему выполнить работы в установленные сроки, о чем предъявлены требования в Описании закупки. При этом, регламентированный срок "не более 30 рабочих дней" для получения разрешения на выполнение работ является пресекательным сроком для уполномоченной организации и не является конкретным сроком получения разрешения - разрешение может быть получено и в течение 10, 15, 20 рабочих дней с даты подачи документов, при условии надлежащего исполнения победителем закупки требований к получению разрешений.
Кроме того, разрешение выдается на научные исследования, которые производятся на объекте, соответственно, до выхода на объект победитель закупки может производить иные виды работ, не связанные с обязательным получением разрешения, как, например, подготовительные работы, указанные в п. 2.3. Технического задания, в части получения документов технической инвентаризации, фотофиксации объекта, в п. 2.4. - получение архивных данных и выписок, создание исторических справок и т.д. А архитектурные обмеры, иные технические исследования проводить по факту получения разрешения.
Таким образом, доводы Заявителя, что регламентные сроки, необходимые для получения исходно-разрешительной документации, без учета срока разработки проектной документации, выйдут за конечные сроки окончания работ, которые указаны в п. 1-3 Технического задания, не соответствуют действительности, а установленные требования закупки соответствуют ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в п. 4 Технического задания указаны работы по историкокультурной экспертизе проектной документации со сроком окончания работ 30.03.2024, этот срок совпадает со сроком окончания выполнения работ по контракту, который указан в п. 5.1. Государственного контракта. При этом в срок до 30.03.2024 не входит согласование проектной документации с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), но это согласование прописано в п. 2.18 Технического задания (Приложение N 1 к Государственному контракту) и без этого согласования факт разработки проектной документации не наступает.
Результатом выполнения работ по контракту является разработанная проектная документация, получившая согласование Заказчиком и КГИОП, после проведения историко-культурной экспертизы (ИКЭ).
При этом срок согласования входит в срок контракта. В связи с этим, срок окончания работ совпадает со сроком окончания работ по контракту. Факт разработки научно-проектной документации подтверждается актами приема-передачи разработанной документации, но отнюдь не подтверждается согласованием КГИОП.
В соответствии с п. 3.2. Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры, установленными Реставрационными нормами и правилами РНиП 1.02.01-94, срок согласования научно-проектной документации в одной инстанции или организации устанавливается до 15 дней.
Срок предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации в соответствии с п. 14. Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за 4 исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (утв. приказом Министерства культуры РФ от 22 ноября 2013 г. N 1942) составляет не более 45 рабочих дней с даты регистрации (присвоения входящего номера) заявления с прилагаемыми к нему документами в Органе охраны. При этом, регламентированный срок "не более 45 рабочих дней" для получения согласования также, как уже было указано выше, является пресекательным сроком для уполномоченной организации и не является конкретным сроком получения согласования.
Таким образом, доводы Заявителя жалобы о некорректности расчета сроков Заказчиком не являются обоснованными. Заказчиком объективно установлены сроки исполнения контракта. Кроме того, контрактом не предусмотрено пресечение срока исполнения контракта только датой 30.03.2024 г. Установленные требования о необходимости выполнить проектно-изыскательские работы в срок не позднее "30" ноября 2023 г. и ИКЭ не позднее "30" марта 2024 г. не приведут к их нарушению.
Кроме того, согласно положениям статьи 421 Гражданского кодекса, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Законом о контрактной системе не определены какие-либо специальные нормы, регламентирующие сроки выполнения работ по заключенному контракту. При этом установленные Заказчиком сроки выполнения работ продиктованы объективной потребностью Заказчика. Следовательно, установление данных сроков поставки товара не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в закупочную документацию требований, являющихся значимыми для Заказчика, не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к условиям выполнения работ.
Заявителем не представлено доказательства того, что в установленный Заказчиком срок невозможно осуществить выполнение работ в соответствии с условиями, указанными в закупочной документации, а также не представлено доказательств того, что установление указанных требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Заказчик пояснил, что в основе требований к сроку оказания услуг лежит необходимость по надлежащему исполнению бюджетных обязательств. Заявителем в составе жалобы не представлено прямых доказательств, что указанные требования ограничивает количество участников закупки, а выполнение работ невозможно в установленные извещением сроки.
Жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 42, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Союз Экспертов Северо-Запада" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 сентября 2023 г. N 44-3982/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023