Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Северо-Западный окружной научно-клинический центр им. Л.Г. Соколова федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик):
ООО "Белмедизделие" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 24237-ЭП/23 от 22.09.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (извещение номер 0372100011723000508) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 16.08.2023 единой информационной системе, номер извещения 0372100011723000508. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 рублей.
В жалобе ООО "Белмедизделие" указывает на неправомерные Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе). В соответствии с п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Положения ч.ч. 1, 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, носящие универсальный характер, запрещают заказчику включать в извещение о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару, что коррелирует с установленным в ст. 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок (аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 14.07.2020 N 24-04-08/60923).
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
По позиции 2 "Бумага для медицинских регистрирующих приборов" Заказчиком даны пояснения, согласно которым количество отпечатков зависит от выбранного формата печати. По данным производителя термопринтеров UP-970AD/990AD можно напечатать не только одно изображение на одном листе, но и два, четыре и шесть отдельных изображений на одном листе.
Официальный сайт: https://pro.sony/ru_RU/products/medical-printers/up-990ad#ProductFeatures Block-up-990ad
В результате с одного рулона получаются:
Формат А4 - 80 отпечатков
Формат А5 - 160 отпечатков
Формат А6 - 320 отпечатков
Исходя из практического опыта использования данной бумаги: 1 рулон бумаги расходуется на запись 240 (отпечатков) исследований, что состоит из 160 отпечатков формата А6 и 80 отпечатков формата А5.
В отношении товара по позиции 4 "Бумага для медицинских регистрирующих приборов" Заказчик пояснил, что используемые им принтеры находятся на гарантийном обслуживании, о чем имеются подтверждающие документы, следовательно, к поставке была заявлена именно оригинальная бумага, т.к. использование аналогов влечет за собой снятие с гарантии приборов.
Так же руководство по эксплуатации имеющихся у Заказчика принтеров, содержит четкое указание: "Используйте только бумагу UPP 110S/110HD/110HG, предназначенную для данного принтера. Высокое качество печати не гарантируется при использовании какой-либо другой бумаги с устройством, и такая бумага может привести к повреждению устройства".
Касательно доводов об описании товара по позиции 5 "Бумага для эхокардиографического самописца" Заказчик пояснил, что на толщину бумаги влияет ряд сопутствующих параметров (таких как пухлость, влажность и т.д.) При плотности бумаги 50г/м2 и пухлости 0,9см3/гр толщина бумаги составит 45 микрон. При размерах бумаги 240 мм х 305 мм х 1500 л., общая длина составит: 0,305 м (фальц, выраженный в метрах) х 1500 л. = 457,5 м, что удовлетворяет требованию технического задания "общая длина: не менее 450 м".
По позициям 11, 12, 13, 14,15, 16, 17, 18,19, 20,21, 22, 23,24, 25 и 30 Заказчик пояснил, что спорная характеристика является для него значимой и объективной потребностью, так как наличие пыли на поверхности бумаги может привести к поломке печатающего механизма принтера любого медицинского оборудования, а не только видеопринтера. Индивидуальная упаковка так же дополнительно защищает бумагу от воздействия вешней среды (влага и т.п.), что позволяет гарантировано сохранить потребительские свойства товара на протяжении всего срока хранения и эксплуатации. Например, самая распространенная бумага для факса имеет индивидуальную упаковку для удобства хранения и эксплуатации. Бумага в индивидуальной упаковке представлена на российском широким кругом производителей. Указанный Заявителем ГОСТ 7826-93 "Ленты и диски диаграммные регистрирующих приборов" относится к производству промышленной бумаги, а не медицинской, поэтому данная ссылка является некорректной
Относительно товара по позиции N 16 "Бумага для эхокардиографического самописца" Заказчик пояснил, что исходя из описания объекта закупки, емк требуется бумага в рулоне на пластиковой втулке, внутренний диаметр втулки 18 мм + 0,0/-0,5, что и указано в жалобе Заявителя.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы являются необоснованными.
Вместе с тем, при описании товара по позиции 9 "Бумага для медицинских регистрирующих приборов" Заказчик допустил ошибку с параметром длины ленты, при ширине 110 мм длина термобумаги для печати черно-белых отпечатков стандартного разрешения тип I на цифровых и видео-принтерах есть 20 м и 18 м. При такой длине рулона, ширина может составлять только 84 мм и количество отпечатков у этой ленты будет 120, но никак не 170.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают ч. 2 ст. 33 и п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Белмедизделие" обоснованной в части довода о нарушении правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 сентября 2023 г. N 44-3938/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023