Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Лидер" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 24347-ЭП/23 от 25.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на замену оборудования и установка недостающих элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на участках автомобильных дорог в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях в рамках выполнения работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в рамках статьи расходов по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (извещение N 0372100009923000095) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса размещено 08.09.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100009923000095.
Начальная (максимальная) цена контракта - 329 100,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились: в нарушении правил описания объекта закупки и в размещении ненадлежащего ответа на запрос о даче разъяснений положений извещения.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно Извещению, предметом закупки является замена оборудования и установка недостающих элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на участках автомобильных дорог в Ленинградской, Псковской и Калининградской областях в рамках выполнения работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения в рамках статьи расходов по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с Извещением к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, предусмотренные позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, а именно: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, описанием объекта закупки установлен перечень дорог Ленинградской, Псковской и Калининградской областях, на территории которых проводятся услуги:
"Выполнение комплекса работ по замене и установке недостающих элементов, включая перемещение оборудования автоматического пункта весогабаритного контроля транспортных средств (далее - АПВГК), установленного на км 14+840 (обратный ход) (п.1 таблица 1), км 27+000 (обратный ход) (п.2 таблица 1), км 28+388 (прямой ход) (п.3 таблица 1), км 32+523 (обратный ход) (п.4 таблица 1) А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" и км 133+860 (прямой - обратный ход) (п.5 таблица 1) Р-21 "Кола" Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия в Ленинградской области, км 539+769 (прямой ход) (п.6 таблица 1) Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Беларусь и км 436+469 (право) (п.7 таблица 1), км 437+525 (лево) (п.8 таблица 1) М-9 "Балтия" Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой в Псковской области, км 12+816 (прямой ход) (п.9 таблица 1), км 14+142 (обратный ход) (п.10 таблица 1) А-229 Калининград - Черняховск - Нестеров - граница с Литовской Республикой в Калининградской области, направлено на приведение автоматизированных пунктов весогабаритного контроля в соответствие требованиям Приказа МТ РФ N 348 от 31.08.2020 г.: "Об утверждении Порядка осуществления весового габаритного контроля транспортных средств", интеграция в СПО "Паутина" и начало администрирования нарушений контрольно-надзорным органом
Кроме того, согласно Извещению НМЦК составляет 366 348 738,00 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 3 663 487,38 руб., размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере
18 317 436,9 руб.
Комиссия УФАС изучив Извещение и приложения к Извещению, приходит к выводу, что объединение Заказчиком в один лот услуг, оказываемых на территории разных субъектов Российской Федерации приводит к увеличению объема оказываемых услуг, НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по договорам, представляемыми участниками Конкурса в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571. Кроме того, в соответствии с условиями Извещения Услуги необходимо оказывать в один временной период, что предполагает наличие кадров и техники в разных субъектах одновременно, что в свою очередь накладывает на исполнителя по государственному контракту дополнительную кадровую и финансовую нагрузку.
Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота на оказание Услуг не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц, имеющих возможность оказания Услуг в определенном субъекте Российской Федерации, вследствие чего сокращается число претендентов, о чем свидетельствует одна поданная заявка.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 15.09.2023 опубликовано Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 15.09.2023 NРИ1, следующего содержания:
"В связи с поступившим от участника закупки запросом Заказчик разъясняет положения документации для проведения электронного конкурса:
|
Вопрос участника закупки |
Разъяснение Заказчика |
1 |
В приложении N 1 к техническому заданию (адресная ведомость автоматизированных пунктов весогабаритного контроля) указано следующее: Объект "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" (27+000 (лево) - демонтирован; Объект "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" (28+388 (право) - демонтирован; Объект "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола" (32+523 (лево) - демонтирован. Для определения стоимости выполнения работ по данным объектам просим Заказчика конкретизировать состав демонтированного оборудования; сообщить данные о проведенной диагностике демонтированного оборудования; сообщить перечень оборудования, которое можно использовать при исполнении государственного контракта? Также просим Заказчика дополнить состав аукционной документации актами диагностики демонтированного оборудования. |
Выполнение комплекса работ по Государственному контракту направлено на приведение автоматизированных пунктов весогабаритного контроля в соответствие требованиям Приказа МТ РФ N 348 от 31.08.2020 г.: "Об утверждении Порядка осуществления весового габаритного контроля транспортных средств". В соответствии с п.6.1, 8.3.3 Приложения 1 к Контракту, все демонтированные конструкции, материалы, элементы и изделия подлежат осмотру с составлением соответствующего акта о пригодности/непригодности к выполнению требований вышеуказанного приказа. |
2 |
В приложении N 1 к техническому заданию (адресная ведомость автоматизированных пунктов весогабаритного контроля) указано следующее: Объект "Кола" Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия (133+860 (право-лево) - демонтировано в связи с ДТП, неисправно. Для определения стоимости выполнения работ по данному объекту просим Заказчика конкретизировать состав демонтированного оборудования; сообщить перечень оборудования, которое можно использовать при исполнении государственного контракта? Также просим Заказчика дополнить состав аукционной документации актами диагностики демонтированного оборудования. |
Выполнение комплекса работ по Государственному контракту направлено на приведение автоматизированных пунктов весогабаритного контроля в соответствие требованиям Приказа МТ РФ N 348 от 31.08.2020 г.: "Об утверждении Порядка осуществления весового габаритного контроля транспортных средств". В соответствии с п.6.1, 8.3.3 Приложения 1 к Контракту, все демонтированные конструкции, материалы, элементы и изделия подлежат осмотру с составлением соответствующего акта о пригодности/непригодности к выполнению требований вышеуказанного приказа. |
3 |
Просим Заказчика предоставить информацию о действии либо прекращении гарантийного срока на демонтированное оборудование. |
Оборудование с действующим гарантийным сроком отсутствует |
4 |
В Приложении N 1 к государственному контракту (Техническое задание) предусмотрено, что подрядчик должен иметь соответствующую лицензию на право приобретения СКЗИ, выполнения работ и оказания услуг в области шифрования информации, выданную Управлением ФСБ РФ. Просим Заказчика разъяснить, допускается ли при выполнении работ по приобретению СКЗИ, выполнению работ и оказанию услуг в области шифрования информации привлечение субподрядных организаций? |
Согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 313 инсталляция, ремонт и сервисное обслуживание программно- аппаратного комплекса криптографической защиты каналов связи должны выполняться организацией, имеющей действующую лицензию на деятельность в области разработки, распространения и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и предоставления услуг в области шифрования данных. Таким образом допускается привлечение специализированной организации. |
5 |
Просим Заказчика указать количество АПВГК (с указанием наименования Объекта), по которым необходимо выбрать новое место установки? |
Выполнение комплекса работ по Государственному контракту направлено на приведение автоматизированных пунктов весогабаритного контроля в соответствие требованиям Приказа МТ РФ N 348 от 31.08.2020 г.: "Об утверждении Порядка осуществления весового габаритного контроля транспортных средств", в соответствии с п.6.1 Приложения 1 к Контракту. Подрядчику необходимо определить необходимость переноса и выбрать место установки, соответствующее требованиям вышеуказанного Приказа, в соответствии с п.7.26, п.7.27 Приложения 1 к Контракту |
6 |
В связи с нахождением АПВГК на территории 3 субъектов Российской Федерации, просим Заказчика внести изменение в аукционную документацию (проект государственного контракта), увеличив срок подготовки ППР до 30 рабочих дней. |
В связи со сжатыми сроками производства работ увеличение срока не представляется возможным |
7 |
Представленное техническое задание не содержит в себе данные об оборудовании, пригодном к использованию на новых объектах. Просим Заказчика внести изменения в документацию в указанной части. |
Выполнение комплекса работ по Государственному контракту направлено на приведение автоматизированных пунктов весогабаритного контроля в соответствие требованиям Приказа МТ РФ N 348 от 31.08.2020 г.: "Об утверждении Порядка осуществления весового габаритного контроля транспортных средств". В соответствии с п.6.1, 8.3.3 Приложения 1 к Контракту, все демонтированные конструкции, материалы, элементы и изделия подлежат осмотру с составлением соответствующего акта о пригодности/непригодности к выполнению требований вышеуказанного приказа |
Проанализировав содержание запроса участника закупки о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и данного заказчиком ответа, Комиссия УФАС считает, что на все поставленные вопросы учреждением даны разъяснения, которые размещены в ЕИС в регламентированный срок.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается Комиссией УФАС необоснованной.
3.Выявленное в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении данных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Лидер" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 сентября 2023 г. N 44-3934/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023