Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПБ ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 8" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Медицинский центр "Медвир" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 24423-ЭП/23 от 25.09.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению предварительного медицинского осмотра сотрудников, принимаемых на работу (извещение N 0372200227323000004),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.01.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению предварительного медицинского осмотра сотрудников, принимаемых на работу (извещение N 0372200227323000004) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 105 293,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Медицинский центр "Медвир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Медицинский центр "Медвир" заключен государственный контракт N 23_04 от 20.02.2023 на сумму 16 314,71 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 8.3 и 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Медицинский центр "Медвир".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по проведению предварительного медицинского осмотра сотрудников, принимаемых на работу (далее - Услуги) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 2.1 Контракта с даты заключения Контракта по 10.12.2023 по заявке Заказчика. Заявка направляется с приложением списка сотрудников, проходящих медицинский осмотр, не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала оказания услуг. Заявка может быть направлена Исполнителю посредством почтовой, факсимильной, электронной и иными видами средств связи.
В соответствии с пп. 6 п. 3 Приложения N1 Контракта предварительный осмотр является завершенным в случае наличия заключений врачей-специалистов, результатов лабораторных и функциональных исследований, проведенной профессиональной гигиенической подготовки с проставлением аттестации в медицинскую книжку и заключения врача-профпатолога.
В соответствии с пп. 8 пункта 3 Приложения N1 Контракта по окончании прохождения работником предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение по его результатам.
В соответствии с пп. 10 п. 3 Приложения N1 Контракта заключение составляется в трех экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается лицу, поступающему на работу, второй экземпляр Заключения приобщается к медицинской карте, оформляемой в медицинской организации, в которой проводился предварительный осмотр, третий - направляется работодателю.
В соответствии с пп. 19 п. 3 Приложения N1 Контракта по окончанию медосмотра Исполнителем будут предоставлены следующие документы:
оформленная медицинская документация по итогам проведения предварительного медицинского осмотра, оформленные медицинские книжки с отметкой о гигиенической аттестации, заключение врача-профпатолога.
- акт сдачи - приемки услуг в 2 (двух) экземплярах;
- счет/счет-фактура.
Авансирование не предусмотрено.
Однако своих обязанностей Исполнитель не исполнил, тем самым нарушил п. 3. Приложения N 1 Контракта.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 8.3 и п. 8.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 11.09.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.09.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Основанием для расторжения Заказчик указывает - не предоставление оформленной медицинской документации по итогам проведения предварительного медицинского осмотра, оформленные медицинские книжки с отметкой о гигиенической аттестации, заключение врача-профпатолога, акт сдачи-приемки услуг в 2экземплярах, счет/счет-фактуру.
Исполнитель указывает, что все направленные Заказчиком лица были обследованы, по результатам медицинского обследования были составлены медицинские заключения врача профпатолога, медицинские выписки, которые были выданы на руки соискателям, что является основанием для допуска к работе.
Оформление личных медицинских книжек, акта сдачи-приемки услуг, выставление счета занимает больше времени, а последние два документа составляются при полном прохождении количества работников указанных в контракте и привязывается к дате окончания действия контракта, которое еще не наступило. Заказчик был уведомлен об успешном прохождении предварительного медицинского осмотра соискателями, направленными Заказчиком, так как этим сотрудникам были выданы медицинские заключения профпатолога об отсутствии медицинских противопоказаний к трудовой деятельности.
По окончании прохождения работником предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение профпатолога по его результатам (далее - Заключение).
Так, Исполнитель выдал соискателям медицинское заключение и медицинскую выписку, что согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 N 29н является достаточным основанием для их трудоустройства.
Вместе с тем, медицинские документы: выписки, заключения профпатолога с допуском на работу выданы всем направленным заказчиком Соискателям, что являются достаточным для трудоустройства. Личные медицинские книжки содержат дублирующую информацию, указанную в выписках и заключениях профпатолога. Отсутствие личных медицинских книжек при устройстве на работу не является причиной отказа в трудоустройстве. Задержка в выдаче книжек была вызвана отсутствием кадров в отпускной период.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Медицинский центр "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "Медицинский центр "Медвир" неоднократно являлся исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "Медицинский центр "Медвир" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Также на Комиссии УФАС было установлено, что Заказчиком не была направлена заявка в адрес Участника, в соответствии с п. 2.1 Контракта, на предоставление Услуг по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Медицинский центр "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Медицинский центр "Медвир" (ИНН: 7838095155), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 сентября 2023 г. N РНП-78-1352/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023