Резолютивная часть оглашена
28.09.2023 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) жалобу ООО "ИМПЕКС ЛАЙФ" на положения извещения о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "Поставка медицинских изделий для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер"" (извещение N 0142200001323020152, начальная (максимальная) цена контракта - 6 787 933,72 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ИМПЕКС ЛАЙФ" на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме.
В соответствии с доводами жалобы ООО "ИМПЕКС ЛАЙФ" Заказчиком в извещение включены требования, которые ограничивают круг участников закупки.
Заявитель просил признать жалобу обоснованной, признать положения аукционной документации не соответствующими законодательству, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Заказчик, Уполномоченный орган против доводов Заявителя возражали, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, возражения на жалобу, аукционную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с положениями извещения объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а именно, шовного хирургического материа.
Согласно доводу Заявителя, Заказчик в "Техническом задании" неправомерно установил сведения о товарных знаках, что ограничивает количества участников закупки.
В техническом задании извещения заказчиком установлены функциональные и качественные характеристики поставляемого товара по 11 позициям товара, по каждому из которых указан товарный знак, требуемые заказчику характеристики, а также по 2-3 наименования товара, эквивалентного по своим показателям требуемому в том числе в пункте 1 технического задания документации об Аукционе: "С0068012 Novosyn 5/0, 70 см, 1 игла колющая, 17 мм, 1/2 или эквивалент UL-202 Polysorb 5/0, 75 см, 1 игла колющая, 17 мм, 1/2 или эквивалент W9105 Vicryl 5/0, 75 см, 1 игла колющая, 17 мм, 1/2 или эквивалент 15100117 Surgicryl 910 5/0, 75 см, 1 игла колющая, 17 мм, 1/2" и аналогичным образом в другом пункте.
Описание объекта закупки при этом содержит слова "или эквивалент" и предоставляет участникам возможность предложить к поставке один из трех указанных по каждой позиции товаров по своему усмотрению.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что медицинские изделия с указанными в техническом задании характеристиками необходимы для оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациентам со злокачественными и доброкачественными новообразованиями с осложненным анамнезом, так как у данной категории пациентов снижен иммунитет, увеличивается реактивность прошиваемых тканей (возможны негативные последствия - воспаление, отек, инфекция), что может привести к несостоятельности хирургических швов.
Заказчиком на заседание Комиссии Самарского УФАС России представлены служебные письма персонала операционного блока Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" с негативными (шовный материал "Володь", шовный материал производства Индия) и положительными характеристиками шовного материала различных производителей, а так же служебным письмо с просьбой о закупке шовного материала (шовный материал B.Braun, Covidien, Ethicon) зарекомендовавшего себя положительно в работе при проведении сшивания тканей.
Заказчиком были определены соответствующие торговые наименования шовного материала с указанием слов "или эквивалент", с указанием основных параметров эквивалентности, в том числе и ценовой эквивалентности, которые в наибольшей степени отвечают потребностям учреждения.
Участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем данных медицинских изделий, в связи с чем, поставка может быть осуществлена неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
На заседании комиссии, Заявителем не представлено доказательств того, что Заказчик неправомерно в "Техническом задании" извещения указал сведения о товарных знаках, что ограничивает количество участников закупки.
Так же, доводы жалобы не содержат указания на то, каким образом установленные требования ограничивают ООО "ИМПЕКС ЛАЙФ" в реализации права на участие в рассматриваемой закупке.
Заявитель явку на заседание по рассмотрению жалобы не обеспечил, дополнительных пояснений на доводы Заказчика, Уполномоченного органа не предоставил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Согласно доводу Заявителя, при установлении требований к товарам по позициям 1-11 технического задания аукционной документации не будут соблюдены положения статьи 14 Закона о контрактной системе, а так же Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами. Нормативными актами Правительства РФ устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, и перечень таких товаров для целей закупок.
В рамках реализации статьи 14 Закона о контрактной системе Приказом 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к данному приказу.
Решение о применении Приказа 126н принимается заказчиком на этапе заключения контракта в соответствии с правилами применения, установленными соответствующими пунктами Приказа 126н, в зависимости от способа определения поставщика.
В соответствии с нормами статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении заказчиком устанавливаются ограничения и запреты допуска товаров, установленные соответствующими нормативными документами в сфере закупок.
Согласно извещению N 0142200001323020152 предметом закупки являются медицинские изделия - нити хирургические, которые в соответствии с позициями федерального каталога товаров, работ, услуг отнесены к коду ОКПД-2 - 21.20.24.120 -шовные материалы.
В соответствии с Приложением N 1 Приказа 126н код ОКПД-2 - 21.20.24.120 отнесен к перечню товаров, в отношении которых установлены ограничения допуска иностранных товаров для целей осуществления закупок.
В связи с отнесением нитей хирургических в коду ОКПД-2 21.20.24.120, в извещении заказчиком правомерно установлены требования об ограничении допуска в рамках Приказа 126н.
Положения Приказа N 126н не содержат прямого запрета на закупки товаров, происходящих из иностранных государств, а лишь устанавливают условия, при соблюдении которых товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС ставятся в приоритетное положение по сравнению с товарами, происходящими из иностранных государств.
Следовательно, предусмотренные требования по установлению допуска в рамках исполнения статьи 14 Закона о контрактной системе надлежащим образом исполнены Заказчиком.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком получено 3 коммерческих предложения.
На участие в закупке поступило 5 заявок, 3 заявки были допущены. Жалоб от иных потенциальных участников или участников электронного аукциона не поступало. Участниками закупки не подавались запросы на разъяснение положений извещения.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИМПЕКС ЛАЙФ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 октября 2023 г. N 451-9987-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2023