Резолютивная часть оглашена
02.10.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее - Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СТАН" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение работ по индивидуальному изготовление ортезов - аппаратов, туторов на верхние конечности для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0242100000522000231, начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Между отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "СТАН" (далее - Исполнитель) 29.11.2022 заключен государственный контракт N02421000005220002310001/429 на выполнение работ по индивидуальному изготовление ортезов - аппаратов, туторов на верхние конечности для обеспечения инвалидов в 2023 году (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта, Исполнитель обязуется выполнить работы по обеспечению Получателя изделием, предусмотренным Техническим заданием к настоящему Контракту, а Заказчик обязуется оплатить данные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 4.1. Контракта, настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по 29 сентября 2023 года, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Согласно пункту 5.1. Контракта, Исполнитель обязуется изготовить и передать получателю результат работ, установленный техническим заданием, в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты обращения Получателя к Исполнителю с направлением выданным Заказчиком.
Снятие мерок, примерка и получение изделий должны осуществляться по выбору Получателя (по месту жительства либо в пунктах приема Получателей), организованных Исполнителем, на территории Самарской области в крупных городах, в частности, - в г. Самара, г. Тольятти, г. Сызрань. Дополнительные пункты выдачи могут быть организованы в иных городах Самарской области по выбору Исполнителя. При необходимости Исполнитель направляет выездные бригады по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) Получателя для снятия замеров, примерки и выдачи готового изделия.
Из пояснений Заказчика следует, что 05.12.2022 в адрес Исполнителя направлено письмо N 16-15/6316-4685 о предоставлении актуальных данных о пунктах выдачи и действующих контактных телефонах на территории Самарской области, на которое Исполнитель предоставил ответ от 08.12.2022 N 209/1.
13.12.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя передан реестр граждан, которым выданы направления на обеспечение техническими средствами реабилитации.
Также с декабря 2022 года граждане с направлениями обращались в адрес Исполнителя для изготовления и получения ортезов.
10.04.2023 в адрес Исполнителя направлено письмо N АИ-63-01/76898 о нарушении обязательств по Контракту.
В ответ Исполнитель предоставил письмо от 13.04.2023 N 246, в котором просил из ранее присланного реестра от 13.12.2022 заменить получателей (29 человек) по различным причинам ("не пришли на замеры", "отказ от получения").
Документального подтверждения, такого как выгрузка телефонных звонков, акты отказов от получения изделий, Исполнителем не предоставлено. На 39 получателей из реестра от 13.12.2023 сведений об открытии заказов или невозможности обеспечения инвалидов ортезами, в адрес Заказчика не предоставлено. Исполнитель о ходе выполнения работ, открытых заказах, Заказчика не информировал.
Заказчиком осуществлен обзвон людей из списка, в ходе которого выяснено, что Исполнитель по вопросу изготовления ортезов с ними не связывался.
28.04.2023 в адрес Исполнителя Заказчиком повторно направлено письмо о нарушении обязательств по Контракту N АИ-63-01/96290, в котором указано, что с заявителями представители Исполнителя не связывались, также приложены актуальный реестр и требование о предоставлении в срок не позднее 12.05.2023 сведений о конкретных сроках получения изделий по открытым заказам (при наличии таковых) согласно пункту 6.1.3 Контракта.
До настоящего времени такие сведения в адрес Заказчика не поступили.
31.07.2023 Заказчиком осуществлена выездная проверка по факту работы стационарных пунктов выдачи на территории г. Самара.
В ходе проверки выявлено, что по указанному в письме от 08.12.2022 N209/1 адресу действующего пункта выдачи нет.
Исполнитель писем о смене адреса пункта выдачи в адрес Заказчика не направлял. Связаться с Исполнителем Заказчику не удалось.
Фактов подтверждающих, что по указанному адресу находится пункт выдачи ООО "СТАН", где происходит заказ, примерка и выдача изделий по вышеуказанному государственному контракту, не выявлено, что является существенным нарушением условий контракта.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также в соответствии с пунктом 10.5 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.09.2023 Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
ООО "СТАН" пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представил.
В рассматриваемом случае поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения товар, являющийся предметом контракта, Обществом в полном объеме не поставлен.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "СТАН" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "СТАН" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО "СТАН" не предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 204 записи в отношении ООО "СТАН".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "СТАН" (ИНН 7733354363, ОГРН: 1207700151670; адрес регистрации: ул. Лефортовский Вал, д. 24, помещ. 1П, ком. 7, офис 8А, г. Москва, 111250), сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе общества Порядкове Максиме Константиновиче (ИНН 332905614262) в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "СТАН", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе общества Порядкове Максиме Константиновиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 октября 2023 г. N РНП-63-232
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023