Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 14156/23) ГБУ ПК "Губахинский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ФОТОН" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт (3-х этажного здания, литера Б, Ремонт входных групп КР-1, КР-5, КР-6, КР-7, группы главного входа КР-3 с монтажом перегородок, устройство пандуса) (изв. N 1056500001723000084),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 25.09.2023 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания был объявлен перерыв до 24.07.2023 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 1056500001723000084 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на капитальный ремонт (3-х этажного здания, литера Б, Ремонт входных групп КР-1, КР-5, КР-6, КР-7, группы главного входа КР-3 с монтажом перегородок, устройство пандуса). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 909 915,35 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.08.2023 г. между Заказчиком и ООО "ФОТОН" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на капитальный ремонт (3-х этажного здания, литера Б, Ремонт входных групп КР-1, КР-5, КР-6, КР-7, группы главного входа КР-3 с монтажом перегородок, устройство пандуса) на сумму 2 909 000,00 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что по состоянию на день принятия решения Подрядчик к выполнению работ не приступил.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком 07.09.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 07.07.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 19.09.2023 г.
20.09.2023 г., информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Общества указали, что ООО "Фотон" был представлен на подписание контракт со сроком окончания выполнения работ: 30 рабочих дней с даты начала выполнения работ (начало: 5 рабочих дней с даты заключения контракта) вместо 62 рабочих дней, указанных в извещении о проведении закупки. Исполняя обязанность, установленную ст. 716 ГК РФ, 24.08.2023 г. подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо исх б/з от 24.08.2023 г. о необходимости приведения сроков выполнения работ, указанных в контракте, в соответствие с офертой. Кроме того, у подрядчика возникли замечания относительно проектно-сметной документации. Так, подрядчик обоснованно аргументировал заказчику невозможность проведения строительно-монтажных работ по новым, сокращенным срокам (30 рабочих дней), ссылаясь на СНиП 3.03.01-87 Просил устранить замечания в ПСД, предложил увеличить срок контракта на 30 рабочих дней. 31.08.2023 г. подрядчик повторно обратился к заказчику письмом исх б/з от с просьбой о необходимости внесения корректировок в проектно-сметную документацию ввиду ее погрешности, а также об увеличении сроков выполнения работ.
Дополнительно Подрядчик в адрес Комиссии представил экспертную справку N 20230927/1 от 27.09.2023 г., в соответствии с которой, для исполнения работ в соответствии с Контрактом требуется не менее 60-70 календарных дней, а с учетом погодных условий, времени поставки, удаленности объекта от логистических центров и иных факторов, разумным сроком для выполнения работ является 90 дней.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, установила следующее.
Согласно п. 1.5 Контракта, п. 4 Технического задания (приложения к Контракту), срок окончания выполнения работ: 30 рабочих дней с даты начала выполнения работ.
В соответствии с п. 10.2 Контракта, срок окончания исполнения настоящего Контракта - 62 рабочих дня c даты заключения Контракта, а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами.
Аналогичные положения относительно сроков выполнения работ и исполнения Контракта предусмотрены приложениями к извещению N 1056500001723000084.
Таким образом, вопреки доводам Подрядчика, условия Контракта не противоречат положениям извещения о проведении закупки.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя комплекс мер по реализуемых после заключения контракта, в том числе, приемку выполненной работы, ее оплату, а также взаимодействие заказчика с подрядчиком при исполнении, изменении, расторжении контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае исполнение Контракта включает в себя само выполнение работ, их приемку и оплату, что не противоречит условиям Контракта, а также требованиям Закона о закупках.
Вместе с тем, Подрядчик указывает, что 30 рабочих дней является недостаточным сроком для выполнения работ, предусмотренных Контрактом, и как было указано ранее, представил экспертную справку N 20230927/1 от 27.09.2023 г., в соответствии с которой, для исполнения работ в соответствии с Контрактом требуется не менее 60-70 календарных дней, а с учетом погодных условий, времени поставки, удаленности объекта от логистических центров и иных факторов, разумным сроком для выполнения работ является 90 дней.
В своих пояснениях представитель Подрядчика указал, что продолжение работ по устройству козырьков до созревания бетона не представляется возможным, поскольку будет нарушен соответствующий технологический процесс.
В вышеназванной справке указано также, что в соответствии с ГОСТ 18105-2018 "Бетоны. Правила контроля и оценки", для созревания (готовности по прочности) бетонных конструкций требуется до 28 дней.
Кроме того, в письме от 31.08.2023 г. Подрядчик указывал Заказчику на несоответствие проектно-сметной документации фактически необходимым к выполнению работам (в части отсыпки песчано-гравийной смесью входной группы КР-3).
В письме от 14.09.2023 г. N 1226 Заказчик указал, что необходимость внесения изменений условий Контракта в части сроков выполнения работ отсутствует, а в части отсыпки песчано-гравийной смесью в проектную документацию будут внесены изменения.
Таким образом, между сторонами возник спор относительно порядка исполнения Контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
При этом, Подрядчик указывает, что готов исполнять обязательства по Контракту в случае внесения вышеназванных изменений в его условия.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о принятии Подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - ПП РФ N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Фотон" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Фотон" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 сентября 2023 г. N РНП-59-322
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023