Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 14262/23) МКУ "УКС" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МОНТЕ-АВО" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на реконструкцию здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" (изв. N 0156300046618000251),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 26.09.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.09.2023 с целью изучения документов и анализа материалов обращения.
Согласно извещению N 0156300046618000251 Администрацией г. Березники, Заказчиком проводился электронный аукцион на реконструкцию здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница". Начальная (максимальная) цена контракта - 209 113 250,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
20.08.2018 г. между Заказчиком и ООО "МОНТЕ-АВО" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на реконструкцию здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" (далее - Контракт) на сумму 204 963 098,59 руб.
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 30.08.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что срок выполнения работ согласно п. 2.1 Контракта составляет 415 календарных дней с момента заключения Контракта (по 09.10.2019 г. включительно). Дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ между сторонами Контракта на заключалось. Таким образом, на момент принятия настоящего решения Подрядчиком допущено существенное нарушение срока исполнения своих обязательств. Также подрядчиком неоднократно не исполнялись предписания, выданные Заказчиком по вопросам исполнения Контракта, в том числе о возобновлении работ после корректировки проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы. Подрядчик прекратил выполнение работ по Контракту и уведомил Заказчика о снятии охраны с объекта реконструкции, что является грубым нарушением условий Контракта.
Дополнительно, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанный Подрядчиком в письменных возражениях шифр проектной документации 140916-КД, не относится к реконструкции ДГБ. Утверждение Подрядчика о том, что Заказчиком длительное время не оформлялось разрешение на производство земляных работ также является несостоятельным на основании п. 4.1.26 Контракта. Заказчик указал, что Подрядчиком были затянуты сроки получения разрешения на производство земляных работ, что подтверждается письмом N 897 от 12.04.2019 г., в котором указано, что разрешение на земляные работы N 540 подписано 24.10.2018 г., следовательно, и приступить к работам Подрядчик имел право с 24.10.2018 г. Фактически к производству работ по усилению фундамента приступили только 26.11.2018 г., что подтверждается записями в журнале работ. Также из письма следует, что вопрос по переносу существующего ввода теплотрассы в задние по оси 8 был урегулирован, Подрядчику указано, что существующий ввод переносу не подлежит. А работы по выносу тепловой сети не относятся к предмету контракта по выполнению реконструкции. Впоследствии указанные работы были выполнены ООО "СтройОлимп" по контракту N 0156300046620000269 от 07.09.2020 г. При этом выполнение работ по выносу тепловой сети не препятствовало выполнению работ на реконструкцию ДГБ и выполнялось по другому проекту, шифр 143.18-286, на вынос тепловой сети по объекту "Реконструкция здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67. В письме N897 от 12.04.2019 г указано и о предоставлении Подрядчиком JICP в количестве 10 смет письмом N501 от 14.03.2019 г., дополнительно 1 смета письмом N683 от 03.04.2019 г. Заказчиком были выданы замечания к сметам от 27.03.2019 г., 03.04.2019 г., замечания не были устранены. Письма N26/Бер от 17.02.2022 г., б/н от 24.05.2022 г. в адрес Заказчика не направлялись, входящий номер на письмах от МКУ "УКС" отсутствует. Письмо ООО "Монте-АВО" от 24.05.2022 г. о приостановлении строительства и об устранении несоответствий в ПСД в МКУ "УКС" не поступало, что подтверждается выпиской из журнала регистрации входящей почты. 01.03.2023 г. Подрядчику было направлено письмо о необходимости возобновления работ на объекте. К работам Подрядчик не приступил. 16.03.2023 г. повторно было направлено письмо о возобновлении работ, при этом МКУ "УКС" был принят на рассмотрение вопрос о возможности изменения стоимости работ, о чем было указано в письме N 312. Также было указано о необходимости выполнения работ, в которые изменения проектом не вносились. Подрядчик к работам не приступил. Подрядчик отказался выполнять работы на объекте без заключения дополнительного соглашения к контракту об изменении цены контракта и уведомил Заказчика о прекращении охраны объекта с 31.08.2023 г. В свою очередь письмо N957 от 28.08.2023 г. Заказчик пояснил Подрядчику причины невозможности заключения соглашения, а именно увеличение стоимости работ до суммы 410 734,284 тыс. рублей не обосновано, соглашение содержит обязательства Заказчика о приемке и оплате работ на сумму 46 356 524,75 рублей, которые Подрядчиком не выполнены, либо выполнены частично и с дефектами.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 30.08.2023 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 30.08.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 12.09.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика, техническая возможность направления обращения посредством функционала ЕИС отсутствовала. В подтверждение своих доводов Заказчиком были представлены в адрес Комиссии снимки экрана, а также переписка со службой технической поддержки ЕИС, согласно которой, ввиду того, что контракт был заключен между сторонами в 2018 г., функционал ЕИС не предоставляет технической возможности направления соответствующего обращения в контрольный орган.
В последствии, 14.09.2023 г., посредством электронной почты информация об ООО "Монте-Аво" была направлена Заказчиком в адрес Пермского УФАС России
В ходе проверки представленной Заказчиком информации, Пермским УФАС России был сделан соответствующей запрос в адрес службы технической поддержки ЕИС, 22.09.2023 г. специалисты которой подтвердили отсутствие технической возможности направления обращения с использованием функционала ЕИС.
Представители ООО "Монте-Аво" на заседание Комиссии не явились, вместе с тем, в своих письменных обращениях указали, что препятствием для своевременного окончания производства работ послужило несоответствие проектной документации (шифр 140916-КД и 14096-КМ) фактически необходимым объемам работ и материалов, в частности, Подрядчик указывает на марку бруса, его объем, работы по нанесению огнезащитной краски, а также на работы по устройству теплоизоляции трубы "Корсис". Подрядчик указывает также на длительное оформление Заказчиком разрешения на производство земляных работ, несвоевременное решение вопроса по переноса ввода теплотрассы и согласования смет. Кроме того, Подрядчик указывает на отсутствие у него действующего комплекта рабочей и проектной документации на производство работ. После получения положительного заключения экспертизы проектной документации, от Заказчика в адрес Подрядчика поступило письмо с указанием необходимости производства работ, при этом, Подрядчик указывает, что производство работ без заключения дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта на сумму 410 734, 284 тыс. руб. не представляется возможным.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "Монте-Аво" нарушены условия исполнения Контракта.
Так, согласно п. 1.4 Контракта, наименование, перечень и объем работ, подлежащих выполнению, определяются Техническим заданием (Приложение N 1), проектно-сметной документацией по объекту, шифр 120/16-01, разработанной ООО "Профи-ГиГант" (далее - техническая документация), сметными расчетами, определяющими цену работ (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Вместе с тем, в своих пояснениях Подрядчик ссылается на проектную документацию с шифрами 140916-КД и 14096-КМ, что не коррелирует с условиями Контракта, а проектная документация с названными шифрами относится к строительству физкультурно-оздоровительного комплекса в правобережном районе г. Березники.
Следовательно, доводы Подрядчика о несоответствии проектной документации фактически необходимым объемам работ и материалов не нашли своего подтверждения в материалах обращения.
Необходимо отметить также, что согласно представленному в адрес Комиссии заключению экспертизы от АНО "Бюро судебных экспертиз и независимой оценки", строительно-монтажные работы, фактически выполненные ООО "Монте-АВО" в рамках исполнения контракта N 0156300046618000251 0206949-01 от 20.08.2018 г. на выполнение работ Реконструкция здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67" не соответствуют условиям указанного контракта, требованиям проектной и рабочей документации, шифр 20 16-01. исполнительной документации и требованиям нормативной документации, действующей на территории Российской Федерации. Стоимость не качественно выполненных ООО "Монте-АВО" работ в ходе исполнения Контракта определена на основании составленного в соответствии с условиями указанного контракта ЛСР N 1 составляет 10 534 125 рублей, 60 коп. с учетом НДС. Стоимость работ по устранению выявленных недостатков на основании ЛСР N 2 составляет 46 424 524 рубля 80 коп. с учетом НДС.
Кроме того, 01.03.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлялось письмо N 268 о необходимости производства работ на объекте в соответствии с проектной документацией, в отношении которой было получено положительное заключение экспертизы Краевого государственного автономного учреждения "Управление государственной экспертизы Пермского края" N 59-1-1-3-002546-2023.
Согласно представленному в адрес Комиссии снимку экрана, в составе электронного письма (вложения к письму N 268) была приложена ссылка на файл с проектной документацией (письмо направлено в адрес Подрядчика 02.03.2023 г.).
Необходимо отметить также, что письмами от 06.03.2023 г. N 29/4 и 20.03.2023 г. N б/н, на требования Заказчика о необходимости производства работ на объекте, Подрядчиком проектная документация у Заказчика не запрашивалась. В вышеназванных письмах Подрядчика речь шла лишь о необходимости заключения дополнительного соглашения на увеличение стоимости Контракта.
При этом, иных материалов, указывающих на отсутствие о Подрядчика проектной документации, а также о совершении последним действий по ее получению материалы проверки не содержат, доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Доказательства того, что ООО "Монте-АВО" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не содержатся.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Подрядчика намерений о продолжении производства работ по Контракту, а также о ненадлежащем качестве ранее выполненных работ.
Кроме того, Заказчик в письме от 28.08.2023 г. N 957 указал, что основания для увеличение стоимости Контракта на сумму 410 734, 284 тыс. руб. отсутствуют, так как при формировании указанной суммы Подрядчиком не был учтен тот факт, что сумма уже фактически оплаченных Заказчиком работ составляет 70 714 447,26 руб., а кроме того, стоимость по устранению выявленных в работе Подрядчика недостатков составляет 46 424 524, 80 руб.
Комиссия отмечает также, что изменение существенных условий Контракта является правом Заказчика, а не обязанностью.
Стоит отметить, что ООО "Монте-АВО" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "Монте-АВО" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Монте-АВО" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "Монте-АВО" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Монте-АВО" (121596, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Можайский, Горбунова ул., д. 2, стр. 3, помещ. 246, ИНН 6452059466) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "РЕН Монте-АВО" Ганушкевиче Владимире Антоновиче (ИНН 342601672237) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Монте-АВО", генеральном директоре ООО "РЕН Монте-АВО" Ганушкевиче Владимире Антоновиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Монте-АВО", генеральном директоре ООО "РЕН Монте-АВО" Ганушкевиче Владимире Антоновиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 03.10.2025 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 сентября 2023 г. N РНП-59-325
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023