Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Экодом" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), ГБУЗ ПК "ГКБ N3" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Клиническая больница Свердловского района" по адресу: г. Пермь, ул. Серпуховская, д. 11а (изв. N 0156200009923000963),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 25.09.2023 г. в 14:15 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.09.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000963, Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по благоустройство территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Клиническая больница Свердловского района" по адресу: г. Пермь, ул. Серпуховская, д. 11а.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.09.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 19 261 654,42 руб.
4) дата окончания подачи заявок - 20.09.2023 г.
1. Заявитель считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен предмет договоров, принимаемых к оценке в качестве подтверждения опыта участников закупки.
В частности, ввиду того, что объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Клиническая больница Свердловского района" по адресу: г. Пермь, ул. Серпуховская, д. 11а, в качестве подтверждения опыта участников закупки, Заказчик должен оценивать исключительно контракты, предметом которых является исключительно выполнение работ по благоустройству территории.
Заявитель обращает внимание на то, что в Порядке рассмотрения и оценки Заказчик устанавливает следующее:
Предмет договора (договоров), оцениваемый по данному детализирующему показателю, сопоставимый* с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
* выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений) и/или благоустройству территории и/или строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту и/или текущему ремонту объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Уполномоченный орган в предоставленных возражениях сообщает, что Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение, ПП РФ N 2604) однозначно не определено понятие сопоставимости работ, ввиду чего заказчики вправе самостоятельно определять сопоставимые с предметом контракта работы.
Согласно позиции 9 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571) при проведении закупочной процедуры объектом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Таким образом, как следует из положений ПП РФ N 2571, устанавливающего требования к участникам закупки, при закупке работ на благоустройство территорий, сопоставимыми с предметом рассматриваемого контракта работами также являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), строительству, реконструкции объекта капитального строительства, ввиду чего Заказчиком правомерно включены в вышеуказанные работы в перечень связанных с предметом контракта (сопоставимых) работ в Порядок оценки заявок участников закупки.
На основании вышеуказанного, Уполномоченный орган приходит к выводу о том, что установленный в данной закупке порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе соответствует требованиям.
2. Также Заявитель сообщает, что оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" без указания предельного максимального количественного значения приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишает возможности участников конкурса, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт.
Неустановление в извещении о проведении закупки предельного значения по опыту, который подлежит оценке, по мнению Заявителя, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами. В случае, если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки.
Таким образом, согласно пояснениям Заявителя, неприменение Заказчиком, Уполномоченным органом пороговых значений заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом в преимущественное положение по сравнению с иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и способны оказать услуги надлежащим образом.
Уполномоченный орган в предоставленных пояснениях сообщает, что в соответствии с подп. "а" п. 28 Положения об оценке, в случае применения показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (критерий оценки "квалификация участников закупки") применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (критерий "квалификация участников закупки") заказчиками по обжалуемым закупкам выбран детализирующий показатель: "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов".
Стоит отметить, что в соответствии с п. 26 Положения об оценке оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела V Положения об оценке в порядке, установленном пунктами 20-23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки". На основании указанной нормы в критериях оценки применена формула, предусмотренная подп. "б" п. 20 раздела IV Положения об оценке. При этом данная формула не предполагает установление предельных максимальных и (или) минимальных значений.
Как указал Минфин России в информационном письме от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ" формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения об оценке, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя. При этом Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения об оценке, поскольку действующее законодательство не ограничивает его в выборе той или иной формулы, допускающей или не допускающей учет предельных значений.
В связи с этим, по мнению Заказчика и Уполномоченного органа, установленный детализирующий показатель оценки соответствует требованиям Закона о закупках и Положению об оценке заявок.
1. Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о закупках электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен ПП РФ N 2604.
В п. 1 Положения установлено, что настоящие Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
В силу п. 2 Положения: оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии с требованиями Положения.
В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Как указано ранее, объектом закупки являются выполнение работ по благоустройству территории ГБУЗ ПК "Городская клиническая поликлиника N 5" по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 111.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N0156200009923000963, критерии оценки установлены в отдельном файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), являются критерии "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки)" (значимость критерия - 40%).
В качестве детализирующего показателя к показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки)" является: наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
К оценке принимается исключительно исполненный контракт, предусматривающий выполнение работ * выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений) и/или благоустройству территории и/или строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту и/или текущему ремонту объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор;
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора;
- реестровый номер контракта (договора) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии);
при этом:
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ;
- к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Комиссия обращает внимание на то, что в ПП РФ N 2604 однозначно не определено понятие сопоставимости работ, в соответствии с чем заказчики имеют право самостоятельно определять сопоставимые с предметом контракта работы.
На основании вышеуказанного, Комиссия делает вывод о том, что установленный предмет договоров, представляемых для подтверждения опыта, соотносится с объектом данной закупки.
Таким образом, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установленный Заказчиком, Уполномоченным органом, соответствует требованиям Положения, Закона о закупках.
Также Комиссия сообщает, что положениями ПП РФ N 2604 не установлены условия сопоставимости определенных работ другим работам.
Следовательно, довод Заявителя основан на неверном толковании положений Закона о закупках, ПП РФ N 2571, ПП РФ N 2604.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заявитель не обращался с запросом разъяснений положений извещения и приложений к нему. Таким образом, Заявителю были понятны положения извещения.
Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
2. . В соответствии с подп. "а" п. 28 Положения об оценке, в случае применения показателя оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (критерий оценки "квалификация участников закупки") применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно п. 3 раздела 2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (критерий "квалификация участников закупки") Заказчиком, Уполномоченным органом в данной закупке был выбран детализирующий показатель: "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов".
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с п. 26 Положения об оценке, оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела V Положения об оценке в порядке, установленном пунктами 20-23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки". На основании указанной нормы в критериях оценки применена формула, предусмотренная подп. "б" п. 20 раздела IV Положения об оценке.
Также Комиссия сообщает, что данная формула не предполагает установление предельных максимальных и (или) минимальных значений.
Проанализировав положения извещения об осуществления закупки, приложения к нему Комиссия считает, что порядок рассмотрения и оценки заявок установлен Заказчиком с учетом требований Закона о закупках и не противоречат Положению. Установленные Заказчиком критерии и порядок оценки конкурсных заявок не препятствуют участию в конкурсе, не создают преимуществ конкретному участнику, а направлены на определение победителя данного конкурса, который наиболее соответствует потребностям заказчика при оказании услуг по предмету закупки исходя из конкурсных предложений участников закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2023 NИЭОК1, на участие в закупке поступило 4 заявки, каждая из которых была признана конкурсной комиссией соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Заявителем заявка не подавалась, запросы разъяснений положений извещения о проведении закупки не направлялся. Кроме того, жалоба подана Заявителем 20.09.2023 г. в последний день перед окончанием срока подачи заявок, что свидетельствует об отсутствии у Заявителя намерения учувствовать в закупке
Доказательств обратного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Экодом" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, ГБУЗ ПК "ГКБ N3" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Клиническая больница Свердловского района" по адресу: г. Пермь, ул. Серпуховская, д. 11а (изв. N 0156200009923000963) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 августа 2023 г. N 14225/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023