Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стомалет" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку цемента стоматологического стеклоиономерного (изв. N 0356500003123000175),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 28.09.2023 г. в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 02.10.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003123000175, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку цемента стоматологического стеклоиономерного.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.09.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 999 460,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.09.2023 г.
1. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2023 NИЭА1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки - 182) была отклонена Аукционной комиссией со следующим обоснованием: (п.1 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (В составе заявки на участие в аукционе в электронной форме отсутствуют конкретные сведения о значении показателя "кислотная эрозия" цемента стоматологического, требования к которому установлены в п. 1 "Техническое задание" (указано: "не более 0,3%") (в соответствии с инструкцией по заполнению заявки: "Если при описании характеристик Заказчик использует такие слова как: "не более", "не менее", участник закупки должен указать конкретное значение характеристики без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно")).
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен и обращает внимание на то, что заявка полностью соответствует требованиям извещения и приложений к нему ввиду того, что ООО "Стомалет" предоставил в материалах своей заявки требуемый товар с техническими характеристиками, указанными производителем данного товара.
В частности, в отношении кислотной эрозии производителем указано значение "не более 0,3 %", то есть значение показателя является диапазонным.
Заявитель также поясняет, что спорный показатель не может быть указан в конкретном значении, так как на данный показатель оказывает влияние большое количество внешних факторов.
Кроме того, Заявитель сообщает, что определить степень кислотной эрозии точным значением абсолютно для всех клинических случаев невозможно, а для определения кислотной эрозии восстановленных с помощью стоматологического цемента тканей зуба в конкретном клиническом случае или группе случаев нужно проводить технические испытания.
Таким образом, по мнению ООО "Стомалет", заявка Заявителя была признана несоответствующей, однако, содержит достоверные характеристики требуемого к поставке товара.
2. Также Заявитель обращает внимание на то, что по результатам проведения данного электронного аукциона, в настоящее время производится процедура заключения контракта с участником, подавшим заявку с идентификационным номером 161.
ООО "Стомалет" поясняет, что в проекте Контракта, заключаемого с победителем, в отношении кислотной эрозии указано значение "0,3 %".
Вместе с тем, согласно информации, имеющейся у Заявителя, товар, который планирует к поставке победитель данного электронного аукциона, обладает иными характеристиками.
Соответственно, по мнению ООО "Стомалет, заявка с идентификационным номером 161 содержит недостоверные сведения о предлагаемом товаре.
1. Аукционная комиссия в предоставленных пояснениях сообщила, что согласно п. 7.4. Инструкции по заполнению заявки в части характеристик товара установлено: если при описании характеристик Заказчик использует такие слова, как: "не более", "не менее", участник закупки должен указать конкретное значение характеристики без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быт указаны в заявке участника закупки включительно.
В своей заявке, в табличной части, Заявитель в "Наименование характеристики" - Кислотная эрозия, в столбце "Значение характеристики" указал не более 0,3 %. В связи с этим Комиссия по осуществлению закупок определила, что Заявителем было указано неконкретное значение, т. к. использовалось слово "не более" и отклонила заявку Заявителя по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о закупах.
2. Вместе с тем, победитель электронного аукциона - ООО "Трендфарм" (заявка с идентификационным номером 161) указал в материалах своей заявки характеристики, соответствующие извещению и приложениям к нему, поэтому оснований для его отклонения у Аукционной Комиссии не имелось.
1. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно пп. "а", п. 2, ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению, объектом вышеуказанной закупки является поставка поставку цемента стоматологического стеклоиономерного.
В приложении к извещению под наименованием "Описание объекта закупки" у характеристики "Кислотная эрозия" указано требуемое значение "не более 0,3%".
Согласно п. 7.4 приложения к извещению под наименованием "Инструкции по заполнению заявки в части характеристик товара", если при описании характеристик Заказчик использует такие слова как: "не более", "не менее", участник закупки должен указать конкретное значение характеристики без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
ООО "Стомалет" в материалах своей заявки у характеристики "Кислотная эрозия" указало следующее значение: "не более 0,3% (значение показателя установлено производителем в диапазоне и не может быть конкретизировано участником)".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Стомалет".
2. Победитель данного электронного аукциона - ООО "ТрендФарм" в материалах своей заявки у характеристики "Кислотная эрозия" во исполнение п. 7.4. Инструкции по заполнению заявки в части характеристик товара указало значение "0,3%".
Таким образом, победитель данного электронного аукциона спорную характеристику указал в полном соответствии с положениями извещения и приложений к нему.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о том, что в действиях Аукционной комиссии правонарушений Закона о закупках не выявлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с абз. 1 пп. "д" п. 10 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 145), в позицию КТРУ каталога включается следующая информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Согласно п. 1 ст. 29 Закона о закупках, в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 3 ст. 29 Закона о закупках, перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о закупках, объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 настоящей статьи.
Согласно извещению о проведении закупки, описание объекта закупки содержится в файле Техническое задание.
В соответствии с п. 2.1 и 2.2 Технического задания, к поставке требуется набор базовый для внутривенных вливаний, регулятор тока жидкости роликовый, трансфузионная игла полимерная, инъекционная игла d0,3-0,8 мм, соединительная трубка 1300-1800 мм (Код позиции КТРУ: 32.50.50.000-00234), набор базовый для внутривенных вливаний, регулятор тока жидкости роликовый, трансфузионная игла полимерная, инъекционная игла d0,3-0,8 мм, соединительная трубка 1800-2300 мм (Код позиции КТРУ: 32.50.50.000-00222)
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), код ОКПД-2 32.50.50.000 аннулирован в соответствии с "Изменением 33/2018 ОКПД 2 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)".
Как уже было указано ранее, в соответствии с извещением и приложениями к нему, Заказчику требуется цемент стоматологический стеклоиономерный (код позиции КТРУ 32.50.50.190-00001392).
Комиссия обращает внимание, что в данной позиции КТРУ характеристики товара отсутствуют, в том числе, отсутствует характеристика под наименованием "Кислотная эрозия" с требуемым Заказчиком значением "не более 0,3 %".
Таким образом, Заказчик формировал аукционную долкументацию в соответствии с положениями ст. 33 Закона о заккупках.
Характеристики необходимого к поставке товара указаны в отдельном файле "Описание объекта закупки".
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Комиссией с целью установления наличия как минимум двух производителей товара, который в полной мере соответствовал бы положениям извещения и приложений к нему, в адрес Заказчика был направлен запрос с соответствующим вопросом.
В предоставленном ответе Заказчик сообщает, что требуемый товар производится следующими производителями: ООО "ТехноДент" (полиакрилин стеклоиномерный цемент для реставрации), ООО "НКФ Омегадент" (Глассин кидс, Глассин рест.), ООО "Стомадент" (Кемфил).
В подтверждение своей позиции, Заказчик предоставил в адрес Комиссии инструкции по применению товаров, производимых вышеуказанными организациями.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что в предоставленных Заказчиком инструкциях ООО "ТехноДент" и ООО "НКФ Омегадент" характеристика "Кислотная эрозия отсутствует.
В предоставленной документации на стеклополиалкенатный цемент "Кемфил", присутствует физико-механическая характеристика "Кислотная эрозия".
Вместе с тем, в значении у данной характеристики указано следующее: 0,001 мм/час.
Ввиду того, что иных доказательств, свидетельствующих о том, что на рынке имеются как минимум два товара различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, Заказчиком не представлено, Комиссия делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Как уже было указано ранее, в выбранной Заказчиком позиции кода КТРУ характеристики товара отсутствуют.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в своих пояснениях о необходимости указания участниками закупки характеристики "Кислотная эрозия" конкретным значением Заказчик также ссылается на положения ГОСТа Р 51744-2001 "Цементы стоматологические на водной основе" (далее - ГОСТ 51744-2001).
Комиссией установлено, что в ГОСТе 51744-2001 в таблице N 1 под наименованием "Эксплуатационные (функциональные) требования к цементам" указанная характеристика отсутствует.
В указанном документе имеется только характеристика товара "Максимальная кислотность эрозии мм/ч." со следующими значениями в зависимости от класса товара: 0,05, 1,0, 2,0.
Таким образом, описание объекта закупки Заказчиком было проведено не в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках.
С целью установления объективных обстоятельств относительно данной жалобы, Комиссией был сделан запрос в адрес ООО "Стоматология Дентистри" относительно спорной характеристики товара.
В предоставленном ответе ООО "Стоматология Дентистри" сообщило, что показателем характеристики "Кислотная эрозия", внесенным в таблицу требований качества цемента и определяемым при проведении квалификационных испытаний является показатель 0,05 мм/час.
Комиссия акцентирует внимание на том, что пунктом 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" (далее - Письмо) предусмотрено, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о закупках не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанное положение Письма поддержано позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в своем решении от 09.02.2017 г. N АКПИ16-1287: требования заказчика от участника закупки "подробно описать в заявке различные показатели, значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 приведенного закона".
На основании вышесказанного, Комиссия поясняет, что данный параметр не может быть указан участником закупке в предоставляемой заявке.
Таким образом, вышеуказанная характеристика с требуемым Заказчиком значением отсутствует в выбранной позиции КТРУ, в ГОСТе 51744-2001, в предоставленных Заказчиком инструкциях, а также в предоставленном ООО "Стоматология Дентистри" ответе.
На основании установленного, Комиссия делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стомалет" на действия Единой комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку цемента стоматологического стеклоиономерного (изв. N 0356500003123000175) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 октября 2023 г. N 14378/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023