Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Сайлера Е.В. (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Конкурсной комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Клиническая больница Свердловского района" по адресу: г. Пермь, ул. Серпуховская, д. 11а (изв.N 0156200009923000963),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000963 ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница N 3" (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился открытый конкурс в электронной форме на благоустройство территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Клиническая больница Свердловского района" по адресу: г. Пермь, ул. Серпуховская, д. 11а.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.09.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 19 261 654,42 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 20.09.2023 г.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2023 NИЭОК1 заявка под идентификационными номерами 1 и 3 признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, в том числе, дополнительным требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, на основании п. 9 раздела 2 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Заявитель полагает, что в силу п. 9 раздела 2 приложения к ПП РФ N 2571 участники закупки обязаны предоставить документы, подтверждающие только опыт исполнения договора на выполнение работ по благоустройству. Представленные в составе заявок N 1 и 3 в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям договоры не соответствуют требованиям п. 9 раздела 2 приложения к ПП РФ N 2571, поскольку не являются договорами на выполнение работ по благоустройству.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Конкурсной комиссии указал, что согласно позиции 9 приложения к ПП РФ N 2571 при проведении закупочной процедуры объектом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования о наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Как следует из положений ПП РФ N 2571, устанавливающих требования к участникам закупки, при закупке работ по благоустройству территорий, сопоставимыми с предметом рассматриваемого контракта работами также являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), строительству, реконструкции объекта капитального строительства. При анализе заявок участников оспариваемой закупки конкурсной комиссией установлено, что участником N 3 (ООО "Евродорстрой") представлен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Григорьевское - Постаноги" со съездами в д. Зенки и д. Агапово, заключенный на основании закупки с изв. N 0156600019320000010. В свою очередь, в составе заявки участника N 1 (АО "Уралмостострой"). был представлен договор N 32-17-стр от 13 февраля 2017 г. на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Обход г. Чусового (корректировка), заключенный по результатам закупки с изв. N 0156200009916000627. Кроме того, участниками представлены требуемые акты приемки выполненных работ, а также разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Работы по указанным договорам относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства, а именно автомобильной дороги, которая является линейным объектом капитального строительства в силу п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении закупки N 0156200009923000963 объектом закупки является территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Клиническая больница Свердловского района" по адресу: г. Пермь, ул. Серпуховская, д. 11а.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В соответствии с ч. 12 ст. 24.2 Закона о закупках в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 и 2.1 статьи 31 Закона о закупках, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о закупках.
В силу пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что для целей настоящего постановления предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым и седьмым пп. "г" п. 3 ПП РФ N 2571. При проведении предусмотренных Законом о закупках электронных процедур, закрытых электронных процедур такие информация и документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0156200009923000963 Заказчиком, Уполномоченным органом установлены дополнительные требования в соответствии с п. 9 раздела 2 приложения к ПП РФ N 2571.
Согласно п. 9 раздела 2 приложения к ПП РФ N 2571 при осуществлении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупки устанавливается дополнительное требование:
- наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства; (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных п. 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных п. 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В качестве документов, подтверждающих наличие у участника соответствующего опыта, в п. 9 раздела 2 приложения к ПП РФ N 2571 установлено следующее:
- в случае наличия опыта, предусмотренного п. 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
- в случае наличия опыта, предусмотренного п. 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Исходя из положений п. 9 раздела 2 приложения ПП РФ N 2571 участники закупки не ограничены в возможности подтвердить опыт выполнения работ по благоустройству территории исключительно договором на выполнение аналогичных работ.
Согласно требованиям п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 или 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и предусмотренные пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о закупках, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно ч. 11 ст. 48 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о закупках, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На основании ч. 12 ст. 48 Закона о закупках при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о закупках участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
Комиссией установлено, что в заявке N 1 в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям была приложена копия следующего договора:
- договор N 32-17-стр от 13.02.2017 г. на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Обход г. Чусового (корректировка), заключенный между КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" Пермского края и ООО "Уралмостострой" (реестровая запись контракта 2590219293417000019). Цена договора согласно п. 3.1 составляет 2 208 217 937,45 руб. Также к договору приложены дополнительные соглашения в количестве 20 шт. В соответствии с дополнительным соглашением N 20 от 24.12.2021 г. цена договора была изменена на 2 827 754 423,65 руб. Приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт приемки по форме КС-11 акт N 1-23 от 03.02.2023 г. о приемке законченного строительства объекта по форме КС-11, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, КС-3.
В составе заявки N 3 в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям была приложена копия следующего договора:
- муниципальный контракт N 0156600019320000010_95839 от 20.04.2020 г. на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Григорьевское - Постаноги" со съездами в д. Зенки и д. Агапово, заключенный между МКУ "Управление капитального строительства" администрации Нытвенского муниципального района Пермского края и ООО "Евродорстрой" (реестровая запись контракта 3594200407020000016). Цена контракта согласно п. 2.1 составляет 325 505 505,50 руб. Также к договору приложены дополнительные соглашения в количестве 7 шт. В соответствии с дополнительным соглашением N 7 от 22.08.2022 г. цена договора была изменена на 327 733 179,97 руб. Приложено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт приемки по форме КС-11 акт N 1-23 от 03.02.2023 г. о приемке законченного строительства объекта по форме КС-11, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, КС-3.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что представленные договор/контракт соответствуют требованиям п. 9 раздела 2 приложения ПП РФ N 2571.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Конкурсной комиссии, признавшей заявки N 1 и 3 соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, нарушения Закона о закупках отсутствуют. Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Сайлера Е.В. на действия единой комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство территории Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Клиническая больница Свердловского района" по адресу: г. Пермь, ул. Серпуховская, д. 11а (изв.N 0156200009923000963) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 октября 2023 г. N 14526/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023