Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Багамаева Т.Р. - Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедов А.Ш. - Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
рассмотрев жалобу ООО "Строймаркет-05" (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ ГЛАВЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303200029923000075 "поставка канцелярских товаров" (далее - Аукцион),
в присутствии представителя Заказчика - Шейхова Ш.А.(по доверенности),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
26.09.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие Извещения о проведении Аукциона Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
14.09.2023 г. Заказчиком в Единой информационной системе было размещено Извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 263 011,50 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены дополнительные обязательные характеристики, которые никак не обоснованы, и являются излишне детализированными, что привело к искусственному ограничению конкуренции.
Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил N 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Относительно не применения обязательных характеристик согласно КТРУ, представитель Заказчика сообщил, что перечень необходимых характеристик применены из позиции КТРУ максимально необходимые Заказчику. При указании дополнительных характеристик указано их обоснование. Полнота обоснования не регламентируется Законом о контрактной системе.
В случае неясности положений извещения о проведении закупки участники закупки в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом, жалоба Заявителя не содержит конкретных доводов, указывающих на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что требования Заказчика не позволяют сформировать предложения и ограничивают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не обоснован.
2. По мнению Заявителя, Заказчик в техническом задании в позиции N1 указал товар: "Зажим канц. N 25". При этом заказчик дополнительно указывает характеристики ширина зажима в диапазонном значении, при этом ширина зажима канцелярского N25 не может быть более 25 мм. Так же заказчиком установлен показатель высота зажима в диапазонном значении, при этом для конкретного номера зажима, высота всегда является стандартной. Установив диапазонные значения характеристик, где они не могут установлены, тем самым заказчик вводит в заблуждение. Заказчик дает возможность выбора, которым нельзя воспользоваться.
Комиссией установлено, что в Техническом задании заказчиком указано следующее:
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заявитель совершенно голословно указывает что "ширина зажима канцелярского N25 не может быть более 25 мм.", а так же что "для конкретного номера зажима, высота всегда является стандартной" при этом не приводя никаких ссылок на нормативные/нормативно-правовые акты, в которых подтверждается его умозаключение. В то же время нет ни ГОСТа, ни ТУ или иных норм, которые регулируют размеры канцелярских зажимов. Следовательно, производители могут назвать товар "Зажим канцелярский N25", а по факту ширина может варьироваться и быть хоть 25, 26 и т.д. мм.
Более того, указание диапазонных значений размера зажимов не ограничивает количество участников, а наоборот дает больше возможности для указания конкретной характеристики участникам в соответствии со своими возможностями поставить товар с теми или иными размерами.
В пример того, что размеры зажимов не являются "стандартными", как указывает Заявитель, приведены примеры: зажимы для бумаг 25 мм "Attache", имеют высоту 42 мм согласно информации с сайта https://attacher.ru/product/zazhim-dlya-bumag-25mm-12shtup, в то время как зажимы для бумаг 25 мм "Attache Economy" имеют высоту 43 мм согласно и нформации с сайта https://market.yandex.ru/product--attache-economy-zazhimy-dlia-bumag-25-m m-12-sht/912193251/spec?clid=703&sku=101273796396&cpa=1&uniqueId=5980982. "
Представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, и довод об обратном не представил.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Заявитель указывает, что в позиции N1, в характеристиках в соответствии с КТРУ, установлено значение характеристики "Количество скрепляемых листов, max: 140". При этом в дополнительных характеристиках заказчик установил: "Зажим должен позволить максимально скрепить не менее чем 100 листов". При этом для зажима N25 подходящей характеристикой является максимальное количество скрепляемых листов 100 штук.
В Техническом задании указано следующее:
Представитель Заказчика пояснил, что уточнение характеристики КТРУ Заказчиком в соответствии со своими потребностями не противоречит законодательству, а лишь позволяет закупить товар с необходимыми характеристиками. Так, значение "Количество скрепляемых листов" в КТРУ установлено "max: 140". Т.е. это может быть как 140 листов, так и меньше, например 40 листов. Именно поэтому заказчик указал минимальное значение скрепляемых листов - не менее 100 листов. Более того, бумага бывает разной плотности, поэтому Заказчик указывает какой именно плотности 100 листов бумаги должен скреплять зажим - 80г/кв.м. И каким образом это вводит участников в заблуждение не понятно.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом, жалоба Заявителя не содержит конкретных доводов, указывающих на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что требования Заказчика не позволяют сформировать предложения и ограничивают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не обоснован.
В позиция N 2 расписана аналогично позиции N1, но теперь заказчик так же добавляет минимальное количество скрепляемых листов, в количестве не менее 140. Что не соответствует действительности, так как зажим N32 может скреплять и меньшее количество листов. Так же в позиции N 2 заказчик меняет местами символы из инструкции, что может ввести участников закупки в заблуждение.
В техническом задании установлены следующие характеристики:
Представитель Заказчика пояснил, что в описании указано "максимально скрепить не менее чем 140 листов", а не "минимальное количество скрепляемых листов, в количестве не менее 140" как указывает Заявитель. Более того, бумага бывает разной плотности, поэтому Заказчик указывает какой именно плотности 140 листов бумаги должен скреплять зажим - 80г/кв.м. Уточнение характеристики КТРУ Заказчиком в соответствии со своими потребностями не противоречит законодательству, а лишь позволяет закупить товар с необходимыми характеристиками.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
В позиции N 6 Заказчиком установлено: "Цвет пластиковых элементов должен быть чёрно-серый RAL 5002". При этом цвет чёрно-серый и цвет отличаются друг от друга и не имеют ничего общего. Цвет RAL 5002 является ультрамариново-синим. Но заказчиком не установлено ни одного символа которое показывало бы что это разные цвета и надо выбрать одну. Установив разные цвета, без какого-либо обозначения на то , что это отличающиеся цвета, заказчик вводит участников закупки в заблуждение.
В техническом задании указано следующее:
Представитель Заказчика на заседании пояснил, что в инструкции ясно и четко указано "В случае если показатели характеристики товара перечислены без слов и символов, знаков препинания или через символы, знаки препинания не указанные в настоящей инструкции, участникам закупки необходимо представить один конкретный показатель из перечисленных."
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом, жалоба Заявителя не содержит конкретных доводов, указывающих на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что требования Заказчика не позволяют сформировать предложения и ограничивают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не обоснован.
В позиции N4 заказчиком установлено: "Материал изготовления металл: алюминий (сталь)". При этом сталь занесено за скобки, что означает что это дополнительное значение, но при этом скобы для бумаги из алюминия не бывает, только из стали. Непонятно, для чего вообще заказчик в данном случае дает выбор. И при этом, если углубленно не изучить инструкцию, и непонятно что тут нужно выбрать один из вариантов.
Представитель Заказчика пояснил, что Заявитель голословно утверждает, что скобы не бывают из алюминия. Считаем, что недостаточно написать "не бывает", а необходимо как то обосновать свой вывод, сослаться на какие то материалы, статьи. О том, что скобы бывают алюминиевые, медные, стальные и оцинкованные говорит информация со многих сайтов производителей и продавцов канцелярских товаров, например https://ofisomaniya.ru/articles/vidy-tipy-i-razmery-skob-dlya-steplera/.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
В позиции N4 Заказчиком установлено: "Количество скрепляемых листов не менее 20". Заказчик требует, чтобы указали конкретное значение показателя, хотя сам показатель является диапазонным. Количество скрепляемых листов может быть и менее 20 листов.
Представитель Заказчика пояснил, что здесь речь идет об одновременном скреплении максимально не менее 20 листов. Указание характеристики в данном виде никак не ограничивает участников и не вводит в заблуждение.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом, жалоба Заявителя не содержит конкретных доводов, указывающих на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что требования Заказчика не позволяют сформировать предложения и ограничивают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не обоснован.
4. Заявитель указывает, что положения аукционной документации во взаимосвязи с инструкцией по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет объективно заполнить заявку.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В случае неясности положений извещения о проведении закупки участники закупки в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом, жалоба Заявителя не содержит конкретных доводов, указывающих на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что требования Заказчика не позволяют сформировать предложения и ограничивают законные права и интересы Заявителя.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 2 октября 2023 г. N 005/06/106-2274/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023