Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ-ИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия ГАУ РД "ДИРЕКЦИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в ЭФ N 0103200008423002845 "Разработка проектно-сметной документации (Водоснабжение сел.Хвартикуни, Курми, Гергебиль и Кикуни Гергебильского района Республики Дагестан)" (далее - Конкурс),
в присутствии представителей:
Заявителя - Гусейнова Ш.П. (по доверенности);
Заказчика - Юсуфов Ю.Э. (по доверенности);
в отсутствии представителей иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
27.09.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается на несоответствие извещения о проведении Конкурса требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
11.09.2023 Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 833 170,00 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 16 Правил установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В силу пункта 19 Правил если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В критериях оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлены следующие показатели оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:
"Описание предложения по качеству работ (услуг) признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит: описание последовательности и порядка выполнения проектно-изыскательских работ по всем разделам проектной документации (организационно-технические мероприятия, описание используемого оборудования и соответствие их государственным стандартами/или иным техническим документам) с привязкой к объекту согласно пунктам задания, примерные чертежи объекта проектирования, описание мероприятий по организации системы контроля качества оказания услуг, описание предложения по улучшению качества выполнения работ, и применению инновационных материалов, описание таких материалов, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ"
Согласно доводу Заявителя, в критериях оценки заявок установлено требование об описании качества работ в котором должны содержаться примерные чертежи объекта проектирования и данное требования по его мнению не позволяют определить лучшее предложение.
С учетом того, что принять участие в закупке имеют права любые юридические лица не зависимо от ее нахождения в каком либо субъекте Российской Федерации, и не все участники закупки имеют возможность выехать на место проведения проектирования для создания примерных чертежей объекта проектирования, так же Заказчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости данного требования для выявления лучшего предложения.
С учетом изложенного, по мнению Комиссии, требование о предоставлении примерных чертежей объекта проектирования не позволяет объективно оценить заявки участников закупки и определить лучшие условия исполнения контракта, а также не отвечает принципам обеспечения конкуренции, что нарушает положения пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя обоснован.
Также Заявитель указывает, что Заказчик в Критериях оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" требует такую характеристику как "Используемые оборудование - совокупность приборов, устройств, используемых для услуг". Считаем, что данное требование незаконным.
В случае неясности положений извещения о проведении закупки участники закупки в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, жалоба должна содержать доводы, свидетельствующие о нарушении его законных прав и интересов, а также может представить соответствующие доказательства.
При этом, жалоба Заявителя не содержит конкретных доводов, указывающих на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что требования Заказчика не позволяют сформировать предложения и ограничивают законные права и интересы Заявителя.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности в данной части довода жалобы Заявителя.
2 Заявитель указывает, что Заказчиком установлены короткие сроки выполнения работ, что ограничивает количество участников закупки. Примерная дата подписания контракта с учётом всех конкурсных процедур 18 октября 2023 года, то есть для выполнения работ остаётся 12 дней. Кроме того, в ЕИС Заказчиком приложены договоры безвозмездного срочного пользования земельным участком от 26 октября 2020 года для проектирования и строительства объекта водоснабжения. При этом в данном договоре в п. 4 указывается срок действия до 1 июля 2021 года.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не регламентирует сроки выполнения работ (поставки товара, оказания услуг).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведённой нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания ограничения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом Заявитель на рассмотрение жалобы не представил доказательств свидетельствующих о том, что в установленные Заказчиком сроки невозможно выполнить работы.
Относительно приложенного к документации договора безвозмездного срочного пользования от 26 октября 2020 года представитель Заказчика пояснил, что данные файлы прикреплены ошибочно и на обозрение Комиссии представил оригинал договоров безвозмездного срочного пользования земельным участком, в котором указаны актуальные даты.
Таким образом, довод жалоба Заявителя признается необоснованным.
3. Заявитель указывает, что в приложении N2 "Акт сдачи-приемки выполненных работ" Заказчик прописал, что "В отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или сметной документации, прошедшей проверку в государственном учреждении Тульской области "Региональный хозрасчетный центр по ценообразованию в строительстве" в установленном порядке". Какое отношение имеет "Региональный хозрасчетный центр по ценообразованию в строительстве" Тульской области к проектно-сметной документации водоснабжения четырех сел Гергебильского района, чтобы в этом учреждении проходить проверку? Считаем данное требование необоснованным и незаконным.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что данный файл также был прикреплен ошибочно, на обозрение представлен оригинал, в котором указаны актуальные данные.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчика, Уполномоченному органу, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 2 октября 2023 г. N 005/06/106-2273/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023