Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_", предприниматель, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходных материалов для утилизации медицинских отходов (Реестровый номер 232503) (извещение N 0852500000123002350) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." (далее - заказчик),
в отсутствие ИП "_", представителя заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 7 от 23.12.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8846-ЭП/23 от 25.09.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 11.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 1081752 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 19.09.2023 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы пятью участниками из семи поданных на участие в закупке заявок, лучшее ценовое предложение в размере 492197,16 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 7 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 54,5%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2023 заявки четырех участников закупки, в том числе заявителя были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (индивидуальный предприниматель "_").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ИП "_" в связи с непредставлением информации о показателе товара и его значении. Подход комиссии по осуществлению закупок к рассмотрению заявки, по мнению заявителя, является формальным с учетом того, что участником закупки к поставке предлагается товар, который в силу требований описания объекта закупки выдерживает нагрузку в размере 10 кг.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были направлены возражения на доводы жалобы (вх. N 8962-ЭП/23 от 27.09.2023), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки предпринимателя отсутствуют.
На основании частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки,
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частями 2 и 5 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим законом и инструкцию по ее заполнению.
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки" заказчику по позиции N 2 в соответствии с применяемой позицией КТРУ требовался товар с наименованием "Пакет для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов" (код позиции 21.20.23.199-00000068).
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам закупаемого товара были сформулированы следующим образом:
Назначение |
|
Для сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений |
Класс отходов |
|
А |
Материал |
|
Полиэтилен низкого давления |
Цвет |
|
Белый |
Информационное окно, содержащее информацию: класс отходов, наименование ЛПУ, дата сбора отходов, ФИО ответственного лица |
|
Наличие |
Размер пакета |
мм |
не менее 700 х 800* |
Максимальная нагрузка |
кг |
не менее 10* |
Плотность |
мкм |
не менее 15* |
Сварной шов герметичный, ровный, без пропусков, прожженных мест и складок |
|
Соответствие |
Количество в упаковке |
штука |
не менее 50 и не более 100* |
Примечание:
* - участник электронного аукциона должен указать конкретное значение показателя.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
В данном документе также была размещена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, подпункт "в" пункта 9 которой закреплял положения следующего содержания:
"Наименование показателя (информации, изложенной в графе наименование показателя/показателей) должно оставаться в том виде, в котором оно установлено в описании объекта закупки, даже в случае, если в него заказчиком включаются какие-либо числовые, либо относительные величины".
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень случаев, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Одним из таких случаев в силу пункта 1 названной нормы выступает непредставление (за исключением случаев, предусмотренных данным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с таким законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного закона), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000123002350 от 21.09.2023 заявка предпринимателя отклонена со следующим обоснованием принятого решения:
"По позиции N 2 "Пакеты для сбора и утил. мед отходов по ТУ 22.29.29-003-21109965-2018: Пакет ПЭ 700*800 (Российская Федерация) Класс А белый" отсутствует показатель и его значение "Максимальная нагрузка, кг - не менее 10", требование о наличии которого установлено в документе "Описание объекта закупки".
Из представленных оператором электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (вх. N 8932-ЭП/23 от 27.09.2023) на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/5948/23 от 26.09.2023) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, следует, что в предложении о поставке товара по позиции N 2 участника закупки с идентификационным номером заявки 2 (ИП "_") в части наименования показателя и его значения спорной характеристики было указано: "нагрузка - 10 кг".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из невозможности признания тождественными слова "нагрузка" и словосочетания "максимальная нагрузка", требование о последней из которых содержалось в описании объекта закупки.
Комиссия, проанализировав заявку участника закупки, отмечает, что исполнением требований Федерального закона о контрактной системе и извещения об осуществлении закупки (с учетом положений инструкции по заполнению заявки) в данном случае являлось бы предложение участника закупки, указанное в заявке в полном соответствии с описанием объекта закупки, то есть наименование показателя товара, с точностью воспроизводившее буквенное значение указанного в таком документе словосочетания.
По убеждению Комиссии, иной подход к рассмотрению заявки ИП "_" противоречил бы положениям подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной систем, согласно которой заказчик формирует и размещает на официальном сайте ЕИС и на электронной площадке проект контракта, содержащий информацию, предусмотренную подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе (характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки).
Здесь также следует учитывать, что разделом X СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), предусмотрены требования к обращению с отходами.
Так, пункт 201 указанного раздела СанПиН 2.1.3684-21 к числу условий хранения медицинских отходов предъявляет санитарно-эпидемиологические требования о том, что одноразовые пакеты, используемые для сбора медицинских отходов классов Б и В, должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг отходов.
В свою очередь, оспариваемый заявителем факт отклонения его заявки связан с предоставлением информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, о пакетах, используемых для сбора медицинских отходов класса А.
Вместе с тем положения СанПиН 2.1.3684-21, на которые предприниматель ссылается как на обоснование своих доводов, предельную нагрузку для медицинских отходов класса А не регламентируют. Соответственно, установленное заказчиком в описании объекта закупки по позиции N 2 значение характеристики "максимальная нагрузка - не менее 10 кг" является определяющим, поскольку названными санитарными нормами и правилами предельное значение данного показателя не установлено, а, значит, не исключает возможность поставки закупаемого товара с иной характеристикой.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Подавая заявку, противоречащую требованиям извещения об осуществлении закупки, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен с обозначенными выше требованиями, но при этом указал иной показатель и его значение, соответственно не выразил безусловное согласие на соблюдение установленных требований к товару.
Принимая во внимание указанное, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований у уполномоченного учреждения для отклонения заявки, в связи с чем жалоба предпринимателя признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "_" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку расходных материалов для утилизации медицинских отходов (Реестровый номер 232503) (извещение N 0852500000123002350) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н.".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 октября 2023 г. N 055/06/106-1067/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023