Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу "_" (далее - "_", заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения "Склад N 36" (далее - ФГКУ "Склад N 36", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт железнодорожного пути необщего пользования" (извещение N 0352100005523000048) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие "_", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - "_" (доверенность N 16 от 29.09.2023), "_" (доверенность N 17 от 29.09.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 8924-ЭП/23 от 26.09.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок были установлены 27.09.2023 в 09:00 час. (МСК+3).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 19.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 3340941,14 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2023 свидетельствует о том, что была подана только одна заявка (ООО "Магистраль"). В связи с признанием единственной заявки на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, комиссией по осуществлению закупок было принято решение о заключении контракта таким участником по начальной (максимальной) цене контракта.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и направленных пояснений заказчика установлено следующее.
Согласно жалобе извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно:
1) ненадлежащим образом установлено требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций наряду с требованием об отсутствии в предусмотренном частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки;
2) неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации.
ФГКУ "Склад N 36" были представлены (вх. N 9038-ЭП/23 от 29.09.2023) возражения на доводы жалобы, согласно которым нарушения в действиях заказчика при размещении извещения о проведении электронного аукциона отсутствуют, требования, предъявляемые к участникам закупки, соответствуют законодательству.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ.
Рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
С учетом вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и законодательства о градостроительной деятельности, а также того, что настоящая жалоба подана физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, доводы, содержащиеся в такой жалобе, не могут рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах жалоба "_" признается необоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Порядок и случаи установления требований к участникам закупок регламентированы статьей 31 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе закрепляет положения о том, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Комиссией выявлены следующие нарушения:
4.1.1. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Кроме того, вышеуказанные положения Федерального закона о контрактной системе дополнены принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 2571).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Пунктом 2 извещения об осуществлении закупки было установлено требование к участникам закупки: "Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Однако при этом в пункте 4 извещения одновременно указано: "Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера".
4.1.2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Пунктом 3 извещения о проведении электронного аукциона установлено единое требование к участникам закупки: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" - "Участник закупки должен быть действующим членом СРО".
Вместе с тем начальная (максимальная) цена контракта, определенная в извещении об осуществлении рассматриваемой закупки, составляет 3340941,14 руб., что не превышает минимальный размер обязательств, установленный частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ в размере 10000000 руб.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, установившего в извещении о проведении электронного аукциона, требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Постановлением N 2571 наряду с установленным в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе требованием, а также установившего требование о необходимости наличия у такого участника закупки статуса члена саморегулируемой организации, нарушают часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1, части 5 и 6 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и Постановление N 2571.
4.2. В силу части 11 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2023 N 1066 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (далее - Постановление N 1066).
Пункт 2 Постановления N 1066 устанавливает, что оно вступает в силу с 01.09.2023.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать в виде электронного документа проект контракта.
Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона для целей проведения закупки размещено 19.09.2023, однако обязательные для применения типовые условия контракта на выполнение работ по капитальному ремонту, регламентированные Постановлением N 1066, заказчиком при размещении проекта контракта использованы не были.
Указанное свидетельствует о нарушении ФГКУ "Склад N 36" положений части 11 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Постановления N 1066.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу "_" на действия Федерального государственного казенного учреждения "Склад N 36" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Капитальный ремонт железнодорожного пути необщего пользования" (извещение N 0352100005523000048).
2. Признать в действиях Федерального государственного казенного учреждения "Склад N 36" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, части 11 статьи 34, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Постановлений N 1066 и N 2571.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному казенному учреждению "Склад N 36" и оператору электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 3 октября 2023 г. N 055/06/106-1070/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023