Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей заказчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шимановский", общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее также - ООО "Полигон", Общество, заявитель) и материалы дела N 027/06/106-1435/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Полигон" на действия заказчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шимановский" (далее также - МО МВД России "Шимановский", заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (Извещение от 18.09.2023 N 0123100004823000015).
Заявитель в своей жалобе указывает, что заказчик неправомерно установил дополнительные требования в соответствии с позицией 21 раздела IV приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, что в итоге привело к невозможности заявителя принять участие в спорной закупке, т.к. справка, подтверждающая отсутствие судимости, предоставляется МВД в течении 30 дней и еще 5 дней для загрузки на электронную площадку, при этом срок подачи заявки с 18.09.2023 по 26.09.2023 не позволяет вовремя получить и предоставить данную справку.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0123100004823000015 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 18.09.2023 (далее также - Извещение).
Объект закупки: оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 750 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.09.2023 09:00 (МСК+6).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 26.09.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.09.2023.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/106-1435/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Предметом спорной закупки является оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
В развитие данных норм принято постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также - Постановление N 2571).
Как следует из ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Заказчиком в Извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 21 раздела IV Постановления N 2571: отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: справка об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как следует и пояснений заказчика, спорная закупка осуществляется по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее также - Закон о государственном оборонном заказе).
Таким образом, учитывая, что закупка услуги осуществляется в рамках государственного оборонного заказа, последнее, на основании ч.ч. 2 и 4 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, обязывает поставщика услуг предоставить справку об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие участников закупок требованиям, указанным в п.п. 3-5, 7-9, 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в п. 10 ч. 1 настоящей статьи, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 настоящей статьи.
Доводы заказчика подлежат отклонению, так как Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу положений ст.1 Закона о государственном оборонном заказе данный Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (продукцию) по государственному оборонному заказу.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона о государственном оборонном заказе в состав государственного оборонного заказа включается ремонт, модернизация вооружения, военной и специальной техники, их сервисное обслуживание, а также утилизация выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники.
Ч. 3 ст. 4 Закона о государственном оборонном заказе предусмотрено, что в государственный оборонный заказ могут включаться поставки вооружения, военной и специальной техники, а также сырья, материалов и комплектующих изделий.
К специальным средствам согласно ст. 1 Соглашения о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности от 06.10.2007, заключенного в г. Душанбе 06.10.2007 (далее - Соглашение), относятся средства связи, защиты информации, технические средства информационных и телекоммуникационных систем, средства радиоконтроля, специализированные территориально распределенные автоматизированные системы, типовые локальные сети вычислительной техники, средства жизнеобеспечения, средства индивидуальной защиты, бронезащиты, средства оперативной, криминалистической и поисковой техники, инженерно-технические средства, системы охраны, наблюдения и контроля, оперативно-служебный транспорт, технические средства обеспечения безопасности дорожного движения, а также иные технические средства и их комплектующие, принятые на снабжение правоохранительных органов и специальных служб и не относящиеся к продукции военного назначения.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе на основании п. 2 ст. 18 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), закупаемые вооружение, военная и специальная техника должны быть приняты на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) приказом государственного заказчика, актами Правительства Российской Федерации или Президента Российской Федерации.
Подготовка документов для принятия на вооружение (снабжение, в эксплуатацию), согласно п. 12 ст. 7 Закона о государственном оборонном заказе, возложена на государственного заказчика.
Таким образом, принадлежность закупаемых товаров к вооружению, военной и специальной технике подтверждается документами о принятии их на вооружение, снабжение, в эксплуатацию.
Ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ.
В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права (в том числе право на участие в государственных закупках) могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ч. 1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчиком не представлены в материалы дела доказательства того, что услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту будут осуществляться в отношении автотранспортных средств, которые относятся к категории военной и специальной техники.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика в части установления дополнительных требований к участникам закупки: "Отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: справка об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации", нарушают ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и содержат признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Жалоба является обоснованной.
Комиссией принято решение о выдаче заказчику - МО МВД России "Шимановский" предписания.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полигон" на действия заказчика - Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шимановский" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в рамках ГОЗ в целях обеспечения государственной программы вооружения (Извещение от 18.09.2023 N 0123100004823000015) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Шимановский" нарушившим ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 2 октября 2023 г. N 7-1/271
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023