Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 октября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ФГБОУ ВО "Псковским государственным университетом" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "СПАН МАРКЕТ" (адрес: 153000, Ивановская область, г.Иваново, ул.Парижской Коммуны д.3а пом.015; ИНН 3702241789), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку тренажеров и моделей демонстрационных для оснащения учебно-лабораторного корпуса медицинского факультета ПсковГУ (номер извещения: 0357100012823000022),
УСТАНОВИЛА:
20 сентября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СПАН МАРКЕТ" (адрес: 153000, Ивановская область, г.Иваново, ул.Парижской Коммуны д.3а пом.015; ИНН 3702241789), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку тренажеров и моделей демонстрационных для оснащения учебно-лабораторного корпуса медицинского факультета ПсковГУ (номер извещения: 0357100012823000022).
Рассмотрение сведений состоялось 27 сентября 2023 года в 11 часов 00 минут, с учетом перерыв, объявленного 26.09.2023 в 17.00, в связи с отсутствием технической возможности подключения к ВКС.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0357100012823000022 о проведении аукциона - 18.05.2023 09:04.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 11 605 797,87 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "ЕЭТП".
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 2 (две) заявки, все допущены к участию в аукционе. Победителем признана заявка N3, с предложением о цене контракта 11 315 652,92 рубля (снижение 2,5%).
5) 13.06.2023 Заказчиком заключен контракт N 24 на поставку тренажеров и моделей демонстрационных для оснащения учебно-лабораторного корпуса медицинского факультета ПсковГУ, сборку и установку с Обществом с ограниченной ответственностью "СПАН МАРКЕТ", с ценой 11 315 652,92 рубля (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку тренажеров и моделей демонстрационных для оснащения учебно-лабораторного корпуса медицинского факультета ПсковГУ (далее - Товар) в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать сопутствующие услуги по сборке и установке (далее - Услуги) в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Пунктом 1.4. контракта предусмотрено, что поставка, сборка и установка осуществляется с даты заключения Контракта до 15.08.2023.
Пунктом 2.6. контракта предусмотрен авансовый платеж в размере 30 % (тридцати процентов) от цены Контракта в сумме 3 394 695,87 (три миллиона триста девяносто четыре тысячи шестьсот девяносто пять) рублей 87 копеек оплачивается Заказчиком в течении 7 (семи) рабочих дней с даты получения надлежащим образом оформленного счета, выставленного Поставщиком на перечисление авансового платежа. Счет предоставляется Поставщиком не позднее 2 (двух) календарных дней с даты заключения Контракта.
19.06.2023 Обществом выставлен счет N25 на выплату аванса в размере 30% от цены контракта.
23.06.2023 Заказчик выплатил аванс в размере 3 394 695,87 рублей (платежное поручение N38304).
07.08.2023 Заказчик уточнил у Общества даты поставки по электронной почте, указанной в контракте.
Общество ответило о планируемой дате поставке после 23.08.2023.
25.08.2023 (исх.N30.0825-73) Заказчик направил Обществу претензию о неисполнении обязательств по контракту.
06.09.2023 (исх.N30.0906-17) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.09.2023 (исх.N30.0921-28) Заказчик выставил требование об уплате неустойки по контракту в размере 171 620,74 рублей.
21.09.2023 (исх.N30.09.21-29) Заказчик направил Обществу требование о возврате неотработанного авансового платежа.
26.09.2023 размещены сведения о расторжении контракта
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 14.3. контракта он может быть расторгнут в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и требованиями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
- по соглашению сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
- неоднократное нарушение сроков поставки Товара.
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
06.09.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.09.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Общество пояснений не предоставило, к рассмотрению сведений не подключилось, на связь с Заказчиком и антимонопольным органом по телефонным номерам, известным из контрактов в ЕИС не вышло.
Согласно сведениям из реестра контрактов, в ЕИС у Общества заключено 7 (семь) контрактов, из них 3 (три) исполнено (поставка масок, перчаток, сумма контракта до 100 тысяч рублей). При этом на исполнении имеется 3 (три) контракта на поставку гидравлического пресса, каната стального, скотовоза с ценами контракта от 3-х млн.рублей до 15 млн.рублей, с выплатой авансового платежа (30%), как в рассматриваемом случае.
Представители Заказчика просили Комиссию учесть, что неоднократное нарушение сроков поставки оборудования негативно сказалось на организации образовательного процесса. Согласно учебному плану специальностей "Лечебное дело", "Медицинская кибернетика", "Медицинская биохимия" на 4-6 курсах реализуются следующие дисциплины: Акушерство и гинекология, Педиатрия, Общая хирургия, Травматология, Факультетская хирургия, Госпитальная хирургия, Офтальмология. Все перечисленные дисциплины требуют укомплектования учебно-лабораторного корпуса, лабораторий медицинскими модулями и тренажерами для обеспечения практической подготовки в рамках дисциплин хирургического профиля, отработки навыков вмешательств.
Для проведения практических занятий по дисциплинам Анатомия, Топографическая анатомия, Оперативная хирургия, а также для предклинической подготовки по хирургическим специальностям требуется наличие высокореалистичных моделей и муляжей. Таким образом у студентов- медиков 1-6 курсов в количестве 912 человек отсутствует возможность отработки навыков хирургических вмешательств на качественном симуляционном оборудовании. Изучение вышеуказанных дисциплин, согласно учебных планах осуществляется в осеннем семестре и готовит студентов к выходу на практику в лечебные учреждения Псковской области в период с февраля по июнь.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "СПАН МАРКЕТ" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении, которое не позволяет Университету организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, делает невозможной реализацию программ повышения квалификации и переобучения врачей региона.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 02.10.2025) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью ""СПАН МАРКЕТ";
- место нахождения: 153000, Ивановская область, г.Иваново, ул.Парижской Коммуны д.3а пом.015;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 3702241789, КПП 370201001;
- единственный учредитель: Жеребцов Максим; ИНН 370201774247;
- объект закупки: поставка тренажеров и моделей демонстрационных для оснащения учебно-лабораторного корпуса медицинского факультета ПсковГУ (номер извещения: 0357100012823000022);
- ИКЗ: 231602713861760270100100360253299244;
- цена контракта - 11 315 652,92 рубля;
- срок выполнения: 15.08.2023.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 2 октября 2023 г. N РНП 060/06/95-392/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023