Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03 октября 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ИП Т.З.П. на положении извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по проектированию экспозиционно-выставочного пространства территории, прилегающей к Мемориальному комплексу "Князь Александр Невский с дружиной" в деревне Самолва, Гдовского района, Псковской области (номер извещения: 0357100004523000014) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
13.09.2023 Заказчиком - Федеральное государственным бюджетным учреждением "Национальный парк "Себежский" объявлен электронный аукцион на выполнение работ по проектированию экспозиционно-выставочного пространства территории, прилегающей к Мемориальному комплексу "Князь Александр Невский с дружиной" в деревне Самолва, Гдовского района, Псковской области (номер извещения: 0357100004523000014).
Извещение N 0357100004523000014 о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 13.09.2023 16:18.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 21.09.2023 10:00.
Оператор электронной площадки: РТС-тендер.
21.09.2023 (вх.N4447-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 28.09.2023 в 09 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 27.09.2023 в 10.30, в связи с необходимостью получения дополнительной позиции от Заказчика.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N4447-ЭП/23 от 21.09.2023).
1. Объект закупки не включает работы по выполнению подготовке проектной документации, предусмотренные ГрК РФ. Таким образом, установление Заказчиком в извещении требования, предъявляемого к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования), и исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию, нарушает положения части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Вопреки вышеизложенному извещение не содержит дополнительного требования к участникам закупок.
Представитель Заказчика, частично согласился с доводом Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх.N513 от 25.09.2023 и уточненные возражения на жалобу, в материалах дела):
1.Заказчик не корректно трактовал норму права, изложенную в ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N "190-ФЗ". По результатам добросовестного заблуждения было установлено требование о наличии членства СРО в области архитектурностроительного проектирования, хотя, объект закупки не относится к проектированию объектов капитального строительства. Заказчик полагал, что требования к проектной документации при проектировании строительства капитального и некапитального характера в части установления требований к СРО - едины, что подтверждалось мониторингом закупок в ЕИС http://zakupki.gov.ru, относительно проведения заказчиками аналогичных видов работ. Заказчик считает п. 1 жалобы обоснованной, в части установления избыточных требований о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. 2. Объектом закупки является выполнение работ по проектированию экспозиционно-выставочного пространства территории, прилегающей к Мемориальному комплексу "Князь Александр Невский с дружиной" в деревне Самолва, Гдовского района, Псковской области. Работы включают в себя разработку проекта экспозиционно-выставочного центра некапитального типа, сборно-разборного каркасно-модульного здания (сооружения) с архитектурно-планировочными решениями, локальным сметным расчетом.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлено, что в случае осуществления закупки по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, Заказчик обязан установить дополнительные требования к участнику закупки.
Однако, проектные работы не относятся к проектным работам, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N "190-ФЗ". Таким образом, установление дополнительных требований к участнику закупки в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 - неправомочны.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушение:
1. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закон о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Закона.
Заказчиком в извещении и требованиях к составу заявки установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"соответствие участника закупки требованиям ст.48 Градостроительного кодекса от 29.12.2004 N 190-ФЗ, в том числе наличие участника в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области: - архитектурно-строительного проектирования - Саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, при этом минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 55.16 ГрК РФ, - минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 55.16 ГрК РФ. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта Вышеуказанные требования не распространяются на участников закупки, перечисленных в ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ".
Вместе с тем, из части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование, включая результат указанной деятельности, представляет собой подготовку проектной документации в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
При этом, частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Из прямого толкования приведенных норм законодательства следует, что разработка проектной документации экспозиционно-выставочного центра некапитального типа, сборно-разборного каркасно-модульного здания (сооружения) не относится к объектам капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту и прочее, в связи с чем установление в извещении требования о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации принято Постановление N 2571.
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 6 Приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено, что работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Относительно довода Заявителя о необходимости установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 6 Приложения Постановления N 2571 применительно к подготовке проектной документации Комиссия Псковского УФАС России отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчику необходимо выполнение работ проектированию экспозиционно-выставочного пространства территории, прилегающей к Мемориальному комплексу "Князь Александр Невский с дружиной" в деревне Самолва, Гдовского района, Псковской области и включает в себя:
1. Проект экспозиционно-выставочного центра некапитального типа, сборно-разборного каркасно-модульного здания (сооружения) с архитектурно-планировочными решениями, локальным сметным расчетом.
2. Проект площадки для массовых мероприятий для проведения исторических реконструкций конного похода, со стационарной сценой, размещением на площадке звукового оборудования и демонтируемых зрительных мест, и ангаром для хранения оборудования и техники.
3. Проект обустройства экологической тропы в формате выставки-квеста "В чем сила!?" с архитектурно-планировочными решениями смотровой площадки для наблюдения за птицами на берегу Чудского озера (размером не менее 4х5 м), шатров (не менее 2-х) с историческими интерьерами эпохи А.Невского, экранов дополненной реальности (не менее 2-х), малыми архитектурными формами (места для отдыха посетителей), информационными щитами и иным оборудованием.
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 6 Постановления N2571, поскольку вышеназванное описание объекта закупки не относится к объектам капитального строительства.
Довод жалобы является необоснованным, и противоречит первому доводу Заявителя.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Т.З.П. частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 3 октября 2023 г. N 060/06/33-398/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023