Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи Общества с ограниченной ответственностью "Изделия медицинского назначения" на положение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку наконечников (номер извещения: 0357500000823000104) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
19.09.2023 Заказчиком - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области "Псковская областная инфекционная клиническая больница" объявлен запрос котировок в электронной форме на поставку клеенки подкладной резинотканевой (номер извещения: 0357200022823000306).
Извещение N 0357500000823000104 о проведении вышеуказанного запрос котировок в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 19.09.2023 09:46.
Начальная (максимальная) цена контракта - 495 304,32 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 26.09.2023 10:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.09.2023 NИЗК1 на участие в запросе котировок подано 2 (две) заявки, все соответствуют требованиям извещения.
22.09.2023 (вх.N4487-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 29.09.2023 в 09 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 28.09.2023 в 10.00, в связи с необходимостью получения дополнительных документов от Заказчика.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N4487-ЭП/23 от 22.09.2023).
Совокупности характеристик соответствует товар единственного производителя, что является нарушением действующего законодательства. Просим допустить к поставке товар с пластиковой крышкой, что будет являться улучшенной характеристики. К тому же, упаковка и фасовка не являются технической и функциональной характеристикой товара, никоим образом не влияет на его потребительские свойства.
Представители Заказчика, не согласились с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, в материалах дела):
Описание объекта закупки составлено согласно установленным требованиям национальной системой стандартизации и другими нормативно-правовыми документами (п. 2. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе). Также на основании ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик указывает минимальные и максимальные показатели объекта закупки.
Закон о контрактной системе, в своей совокупности говорит, что предмет контракта и описание объекта закупки определяется Заказчиком самостоятельно, исходя из нужд Заказчика, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности Заказчика в товарах, работах, услугах, что позволяет Заказчику определить в извещении требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, в целях достижения заданных результатов, исходя из уставных целей, потребностей и эффективного результата осуществления закупки (ст. 12 44-ФЗ). В описании объекта закупки указана возможность использования закупаемого товара на станции роботизированной для дозирования жидкостей для медицинских и лабораторных исследований Xiril, установленной у пользователя. Учреждение несет полную ответственность за сохранность и использование указанного выше оборудования строго по назначению. Требование, что пластина с наконечниками должна быть герметично упакована в пластиковую емкость, запечатанную бумажной крышкой установлено исходя из необходимости создания герметичности, защищающей от загрязнения, которая не обеспечивается пластиковой крышкой. Требования Заказчика к продукции не является "прихотью", а медицинские изделия приобретаются для проведения качественных исследований на имеющемся оборудовании.
При этом действующее законодательство не накладывает на Заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющиеся объектом закупки. Таким образом, отраженные в закупке характеристики товара наиболее точно описывают требования Заказчика к объекту закупки и не приводят к ограничению конкуренции.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми Заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить в извещении о проведении закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно.
Позиция каталога 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки" не содержит описание товара, работы, услуги, в этой связи при применении указанной позиций каталога Заказчиком составлено описание соответствующего медицинского изделия в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Заказчиком в "Описание объекта закупки" установлены следующие требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Наименование товара |
ОКПД 2 |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики |
Наконечники, 1000 мкл, с фильтром |
32.50.50.190 |
Объём 1000 мкл. Наличие фильтра. Не менее 8х96 шт./уп. Высота наконечника не более 86 мм. Максимальный внутренний диаметр не менее 8 мм. Материал изготовления наконечника - полипропилен, фильтра - полиэтилен. Возможность использования вместе с пипетками технологии LTS. Наконечники должны быть установлены в пластину формата 8х12. Пластина с наконечниками должна быть герметично упакована в пластиковую емкость, запечатанную бумажной крышкой. Возможность использования на станции роботизированной для дозирования жидкостей для медицинских и лабораторных исследований Xiril, установленной у пользователя. Наличие сертификата об отсутствии ДНК-аз, РНК-аз и пирогенов. |
Из пояснений представителей Заказчика следует, что руководствуясь правилами, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указал необходимость обеспечения взаимодействия (совместимости) наконечников с имеющимся оборудованием на станции роботизированной для дозирования жидкостей для медицинских и лабораторных исследований Xiril.
Заказчиком в материалы дела предоставлены документы подтверждающие наличие, в том числе "Станции роботизированной для медицинских и лабораторных исследований Xiril (Neon 100series)", которая используется Заказчиком.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что характеристики установлены Заказчиком с учетом его потребности в клинической деятельности для оказания медицинской помощи пациентам лечебного учреждения, проведение лабораторных испытаний. В извещении об электронном аукционе установлены качественные характеристики предмета закупки, включающие в себя совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, которые удовлетворяют потребности заказчика, и являются необходимыми в клинической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N323-ФЗ (ред. от 11.06.2022, с изм. от 13.07.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В письме Росздравнадзора от 22.06.2017 N 04-31270/17 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщила, что совместная эксплуатация отдельно зарегистрированных медицинских изделий одного производителя и принадлежностей (в том числе реагентов и расходных материалов) другого возможна при условии указания в документации производителя возможности совместного использования и подтверждения результатами экспертиз качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в том числе в комплекте регистрационной документации.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения N 09-С-571-1414 от 05.02.2016 разъяснено, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников (А38-9176/2019, ВС 16.08.2021 N АКПИ21-444).
В Решении Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-27627/2022 от 24.11.2022 г. отражено, что "...возможность совместного применения медицинских изделий определяется в процессе государственной регистрации медицинских изделий на основании результатов технических испытаний, экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий и о возможности такого совместного использования указывается в технической документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие и подтверждается регистрационным удостоверением как документом, удостоверяющим факт государственной регистрации медицинского изделия (п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416)".
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Комиссия Псковского УФАС России изучив инструкцию по эксплуатации роботизированной станции Xiril для выделения нуклеиновых кислот и подготовки проб к ПЦР установила, что в разделе 1.3. "Расходные материалы и совместимые наборы реагентов" указано о необходимости использования реагентов и расходных материалов предоставленных в Таблице 3, при этом те расходные материалы которые выделены жирным шрифтом не должны отличаться. Расходные материалы наконечники 100 мкл с фильтром 8х96 выделены жирным шрифтом.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, совместимости с используемым оборудованием, следовательно, положения описания объекта закупки не противоречат Закону о контрактной системе.
При этом, Заявитель участие своего представителя в рассмотрении жалобы не обеспечил, в составе жалобы не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Заявитель не представил информацию, подтверждающую, что он лишен права приобрести товар, соответствующий потребностям Заказчика и соответствие какому единственному производителю также не указал в жалобе.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия нарушений Закона о контрактной системе, по доводу Заявителя, в действиях Заказчика не усматривает.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Изделия медицинского назначения" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 4 октября 2023 г. N 060/06/33-401/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023