Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено 04 октября 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "ЭЛБРИДЖ" (Подрядчик, Общество) - Левченко М.А.,
в отсутствие представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова" (далее - Заказчик, ТОГБУ ВО "ТГМПИ им. С.В. Рахманинова), уведомленного надлежаще о дате и месте рассмотрения настоящего дела,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 11.09.2023 от исполнения контракта N0164200003022002497_73858 от 30.08.2022 на ремонт крыши и чердачных перекрытий объекта культурного наследия "Здание музыкального училища С.В. Рахманинова по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 87", и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова" (вх. от 22.09.2023 N5993-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "ЭЛБРИДЖ" (127411, г. Москва, ш. Дмитровское, 157, стр.9, эт. 01 пом. 05, ИНН 7709590352) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 11.09.2023 от исполнения контракта N0164200003022002497_73858 от 30.08.2022 на ремонт крыши и чердачных перекрытий объекта культурного наследия "Здание музыкального училища С.В. Рахманинова по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 87", в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 28.09.2023, продолжилось 29.09.2023 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от 11.09.2023 от исполнения контракта N0164200003022002497_73858 от 30.08.2022 на ремонт крыши и чердачных перекрытий объекта культурного наследия "Здание музыкального училища С.В. Рахманинова по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 87", рассмотрев материалы Заказчика и Подрядчика, документы закупки, заслушав пояснения Подрядчика, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N0164200003022002497 ТОГБОУ ВО "ТГМПИ им. С.В. Рахманинова" 30.08.2022 заключило с ООО "ЭЛБРИДЖ" контракт N0164200003022002497_73858 на ремонт крыши и чердачных перекрытий объекта культурного наследия "Здание музыкального училища С.В. Рахманинова по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 87" на сумму 12 196 335,00 рублей (далее - Контракт).
12.11.2022 стороны заключили дополнительное соглашение об изменении цены контракта в соответствии с п.1.1 ч.1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Цена контракта составила 11 828 078,47 руб.
Пунктом 1.2 контракта установлено следующее: "Подрядчик обязуется выполнить и передать Заказчику Работы на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с извещением об осуществлении закупки, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика (участника закупки), а Заказчик обязуется принять и оплатить их".
Согласно пункту 4.2 контракта: "Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 01.12.2022 согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N5 к Контракту)".
30.11.2022 между Заказчиком и Подрядчиком было заключено дополнительное соглашение N2, согласно которому срок окончания строительства продлен до 31.03.2023.
01.12.2022 сторонами подписано дополнительное соглашение N3 о замене марки огнебиозащитного покрытия деревянных поверхностей на другую.
В связи с тем, что по состоянию на 21.07.2023 Подрядчиком выполнено работ на 70%, Заказчиком 24.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС).
Заказчик 02.08.2023 направил в адрес Подрядчика письмо (исх. N665) с предложением внести изменения в приложения к контракту путем подписания дополнительного соглашения N4. Указанное дополнительно соглашение отражает итоговый объем и стоимость работ по контракту. Дополнительное соглашение было подписано со стороны Подрядчика 14.09.2023.
03.08.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо N58/08 с просьбой отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N0164200003022002497_73858 от 30.08.2022, поскольку в течение 10 дней с момента уведомления о расторжении контракта были предприняты значительные усилия по ускорению выполнения работ, в результате чего общий объем выполненных работ составил 88%.
03.08.2023 Заказчиком в ЕИС размещено решение об отмене решения об одностороннем отказе N674, так как нарушение условий контракта, послужившего основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком устранено.
28.08.2023 Общество просило продлить Заказчика срок разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия до 01.11.2023 (исх. N69/08 от 28.08.2023).
11.09.2023 Заказчиком в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N0164200003022002497_73858 от 30.08.2022.
Заказчик получил 21.09.2023 через ЕИС акты выполненных работ на общую сумму 9 916 293 руб., что составляет 84% от общей цены контракта. Также в адрес Заказчика было направлено уведомление (от 21.09.2023 N73/09) о готовности к передачи полного комплекта исполнительных документов.
21.09.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненной работы N861.
22.09.2023 Подрядчиком в адрес Заказчика направлена досудебная претензия N73/09, в которой Общество просит осуществить оплату фактически выполненных работ на основании представленных 21.09.2023 документов о выполнении работ по контракту на сумму 6 257 392,5 руб.
В то же время 22.09.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока Общество не устранило нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с чем указанное решение вступило в законную силу 22.09.2023.
Исходя из содержания письменных пояснений Общества следует, что Подрядчик не согласен с вышеуказанным решением.
Согласно устным и письменным пояснениям подрядчика, в ходе выполнения работ по капитальному ремонту, по мнению подрядчика, были установлены обстоятельства, препятствующие выполнению работ, среди которых:
1) невозможность выполнения работ в длительном периоде времени по причине неблагоприятных погодных условий и указаний заказчика о приостановлении работ в дни подготовки и проведения праздников и экзаменов.
Предметом Контракта является капитальный ремонт крыши, одним из требований к проводимым работам является безопасность лиц на строительной площадке и качество выполняемых работ. Осуществление работ на открытой крыше во время осадков (дождь, гроза, снегопад и т.д.) не представлялось возможным, работы приостанавливались в эти дни. В адрес Заказчика неоднократно направлялись соответствующие уведомления с приложением сводок фактической погоды Тамбовской метеостанции с указанием дней, когда были осадки и работы по открытой кровле не могли осуществляться.
В период 14.11.2022-15.09.2023 количество дней с неблагоприятными погодными условиями для выполнения работ составило 134 дня.
Заказчик письмом от 22.05.2023 N 439 указал на ограничение в проведении работ в связи с проведением экзаменов (всего 10 дней)
Работы также приостанавливались по указанию Заказчика в период майских праздников и 9-12 июня 2023 в связи с подготовкой к празднования дня города Тамбова и обеспечением антитеррористической защищенности (всего 7 дней).
2) изменение видов и объемов работ на протяжении всего срока выполнения работ в связи с уникальностью объекта культурного наследия. Заказчик был проинформирован 23.03.2023 исх. N 29/03 о выявленных дополнительных работах. Уточненная смета дополнительных и исключаемых работ по согласованию с авторским надзором и строительным контролем была направлена Заказчику исх. N 44/06 от 27.06.2023.
Заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.09.2023 указано, что по состоянию на 07.09.2023 работ выполнено на 88%.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
ООО "ЭЛБРИДЖ" и его представители на рассмотрение дела представили информацию, документы и переписку, которая активно велась между сторонами в период исполнения контракта, также акты инспекционного визита, согласно которым нарушений требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия не выявлено, свидетельствующие о том, что Поставщиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к надлежащему исполнению условий контракта.
Тамбовское УФАС России расценивает исполнение контракта на 88%, как действия со стороны Подрядчика, направленные на соблюдение условий контракта, тем самым выражая намерение к его исполнению.
Представленные в материалы дела информация и сведения не свидетельствуют о наличии в действиях ООО "ЭЛБРИДЖ" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.
Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, не усматривает в действиях ООО "ЭЛБРИДЖ" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного государственного контракта от 30.08.2022 N0164200003022002497_73858.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия Тамбовского УФАС России полагает, что включение сведений в отношении ООО "ЭЛБРИДЖ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова" в отношении ООО "ЭЛБРИДЖ" (127411, г. Москва, ш. Дмитровское, 157, стр.9, эт. 01 пом. 05, ИНН 7709590352), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии
Члены комиссии |
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
К.А. Телкова |
Исп.Телкова К.А.
тел.8 (4752) 71-36-00, вн. 068-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 октября 2023 г. N 068/10/104-697/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023