Резолютивная часть решения оглашена "02" октября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "05" октября 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителя администрации Знаменского района Тамбовской области (далее также Заказчик) - ...,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономический путь" (далее - Общество, Подрядчик), извещенного надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта N 0164200001923000049_67071 от 17.02.2023 на благоустройство территории, прилегающей к историческому парку в р.п. Знаменка Знаменского поссовета Знаменского района Тамбовской области, заключенного по итогам электронного аукциона N 0164200001923000049 с ООО "Внешнеэкономический путь", и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации Знаменского района Тамбовской области (вх. от 27.09.2023 N6106-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "Внешнеэкономический путь" (199078, г. Санкт - Петербург, Муниципальный округ Васильевский, 6-я В.О. ЛН, д. 55, литера А, помещение 1-Н, офис 8, ИНН: 7801710397, КПП: 780101001) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 13.09.2023 от исполнения муниципального контракта N 0164200001923000049_67071 от 17.02.2023 на благоустройство территории, прилегающей к историческому парку в р.п. Знаменка Знаменского поссовета Знаменского района Тамбовской области, по причине существенного нарушений условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 17.02.2023 N0164200001923000049_67071, представил подтверждающие документы, из которых следует.
Срок выполнения работ по контракту установлен до 01.08.2023, стоимость работ составляет 1 511 510,00 рублей. 01.08.2023 Заказчиком произведена выездная проверка исполнения контракта, в результате которой установлено, что работы в полном объеме не выполнены. 03.09.2023 Подрядчиком в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещены документы об исполнении контракта, которые не приняты Заказчиком в связи с тем, что работы не выполнены в полном объеме. Заказчик разместил в ЕИС протокол разногласий, в котором изложил причины не принятия от Подрядчика документов об исполнении контракта. 08.09.2023 Заказчик направил Подрядчику требование (исх. от 08.09.2023 N0119/3083) об уплате неустойки (пени) за нарушение конечного срока выполнения работ и о выполнении работ, предусмотренных сметой, в течение двух дней. Данное требование осталось без внимания со стороны Подрядчика. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 11.2, 11.3 контракта Заказчик 13.09.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Внешнеэкономический путь" или его представители не участвовали в заседании, в связи с чем устные пояснения не представлены. Кроме того, Обществом не представлены в Тамбовское УФАС России какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта от 17.02.2023 N0164200001923000049_67071, заключенного с ООО "Внешнеэкономический путь", заслушав представителя Заказчика, рассмотрев представленные материалы, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200001923000049 между Заказчиком и Подрядчиком 17.02.2023 заключен муниципальный контракт N 0164200001923000049_67071 на благоустройство территории, прилегающей к историческому парку в р.п. Знаменка Знаменского поссовета Знаменского района Тамбовской области, на сумму 1 511 510,00 рублей.
Согласно п.п 1.1, 1.2 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работу по благоустройству территории, прилегающей к историческому парку в р.п. Знаменка Знаменского поссовета Знаменского района Тамбовской области (далее - работа, объект) в соответствии со сметой (приложение N1 к Контракту), с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Контракту), и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его, на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки.
Виды и объемы работ содержатся в смете (приложение N 1 к Контракту)".
Согласно п. 4.2 контракта: "Сроки выполнения работ: с момента заключения контракта по 01.08.2023".
Согласно сведениям из единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком 16.03.2023 произведена выплата аванса в размере 29,9%. Документы о выполнении работ Подрядчиком не приняты со стороны Заказчика, соответствующее обоснование размещено Заказчиком в ЕИС.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.1 контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Пунктом 11.2 контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
13.09.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п.п. 11.1, 11..2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.02.2023 N0164200001923000049_67071, заключенного с ООО "Внешнеэкономический путь", в связи с невыполнением работ по контракту.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Подрядчиком 13.09.2023.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения Подрядчиком условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, работы по контракту не выполнены в полном объеме, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе вступило в законную силу 26.09.2023.
25.09.2029 Заказчик вновь направил в адрес Подрядчика требование (исх. от 25.09.2023 N 01-19/3231) об уплате неустойки (пени) за нарушение конечного срока выполнения работ по контракту.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельства дела, приходит к выводу, что сведения об ООО "Внешнеэкономический путь" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у ООО "Внешнеэкономический путь" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Подрядчик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту выполнение работ должно выполняться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Подрядчик согласился со всеми его условиями, сроки и объемы выполнения работ были изначально ему известны.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
При рассмотренных обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленные сроки является нарушением существенных условий контракта, и нарушение данных условий контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки. В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, приняв во внимание непредставление Подрядчиком доказательств обратного.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Внешнеэкономический путь" недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта N 0164200001923000049_67071 от 17.02.2023.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила Комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- Подрядчиком не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
Руководствуясь статьёй 95, статьёй 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные администрацией Знаменского района Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономический путь" (199078, г. Санкт - Петербург, Муниципальный округ Васильевский, 6-я В.О. ЛН, д. 55, литера А, помещение 1-Н, офис 8, ИНН: 7801710397, КПП: 780101001 ), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества - генерального директора (ИНН ), включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономический путь" и его генерального директора в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономический путь" и его генерального директора из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 5 октября 2023 г. N 068/10/104-712/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023