Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ИП Вахрушевой Н. В.
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ИП Вахрушевой Н. В. на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 5" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку перчаток хирургических из каучукового латекса стерильных одноразовых; перчаток резиновых прочих (извещение N 0320300111023000024) (далее - запрос котировок).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства и ограничивает число участников закупки.
Согласно представленным возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения присутствующей стороны Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.
Из доводов жалобы следует, что Заказчик в нарушение требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг включил в описание объекта закупки дополнительную информацию, без соответствующего обоснования.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N44-ФЗ.
Частью 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
По правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003.
В извещении о проведении запроса котировок и входящие в его состав документы, не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворят всех возможных участников.
Целями регулирования Закона N44-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
При формировании объекта закупки на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных, использовал ГОСТ 32337-2013 "Перчатки медицинские диагностические нитрильные". ГОСТ 32337-2013 не разграничивает толщину на ладони и пальцах для гладких и текстурированных участков и устанавливает минимальные требования для толщины в размере "не менее 0,05 мм".
В описании объекта закупки по позициям 7-11 установлена конкретная толщина 0,08 мм.
Согласно пояснениям Заказчика, для оказания качественной медицинской помощи населению, в своей работе медицинский персонал для разных целей использует разные перчатки - толщина 0,08 мм требуется для манипуляций при проведении процедур, связанных с повышенной тактильной чувствительностью.
В рамках рассмотрения жалобы установлено, что на рынке присутствуют перчатки разных производителей с толщиной 0,08 мм:
- перчатки смотровые одноразовые нестерильные нитриловые SFM (реестровый номер контракта 0130200002422000093)
- перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (Перчатки смотровые медицинские одноразовые нитриловые нестерильные по ТУ 22.19.60-003-05789015-2021 РУ РЗН 2021/15342 от 17.09.2021 г., реестровый номер контракта 2920300719922000190)
- перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные (РЗН 2020/12405, реестровый номер контракта 2471201725922000114).
Согласно пункта 8.1.1 Приказа Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377 для наилучшего сохранения резиновых изделий в помещениях хранения необходимо создать защиту от света, особенно прямых солнечных лучей, высокой (более 20 град. C) и низкой (ниже 0 град.) температуры воздуха; текучего воздуха (сквозняков, механической вентиляции); механических повреждений (сдавливания, сгибания, скручивания, вытягивания и т.п.).
Пунктом 9.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 определено, что медицинские перчатки следует хранить в хорошо проветриваемом помещении, вдали от источников тепла, солнечных лучей, прямого воздействия источников света и электрического оборудования, при температуре не выше 25°С (чрезмерное нагревание может привести к потере эластичности и упругости материала), при влажности не более 65% (если температура хранения упадёт ниже 10°С, может возникнуть конденсат). В случае, если температура хранения ниже 10°С, перчатки перед использованием следует согреть до 25°С, иначе могут возникнуть затруднения вследствие временной потери эластичности.
Комиссией Приморского УФАС России отмечено, что положения Приказа Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377 и п.9.5 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 носят рекомендательный характер и не исключают возможность хранения резиновых изделий в иных условиях.
В рамках рассмотрения жалобы Заказчиком представлены сведения о медицинских перчатках, с температурными диапазонами хранения выше указанных в рекомендациях:
- перчатки медицинские смотровые (диагностические) нестерильные синтетические (нитрил) manual SN 209, имеют температуру хранения от 5 до 40 °С;
- перчатки медицинские смотровые (диагностические) нестерильные синтетические (нитрил) manual FN 309, имеют температуру хранения от 5 до 40 °С;
- перчатки смотровые стерильные из натурального латекса опудренные, имеют температуру хранения от 5 до 30 °С, регистрационное удостоверение ФСР 2011/12244;
- Перчатки хирургические стерильные, IMPro Wet Donning Plus PF, имеют температуру хранения от 5 до 30 °С, регистрационное удостоверение ФСЗ 2010/06178.
В отношении иных дополнительных характеристик, указанных в описании объекта закупки Заказчиком также представлены сведения о наличии на рынке товаров различных производителей.
На основании изложенного и, учитывая, что предметом заключаемого контракта является не производство товаров, а поставка товаров, а также учитывая то, что Заявителем не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих об ограничении конкуренции, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Вахрушевой Н. В. на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 5" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку перчаток хирургических из каучукового латекса стерильных одноразовых; перчаток резиновых прочих (извещение N 0320300111023000024) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 2 октября 2023 г. N 025/06/50-1391/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023