Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ****
Члены Комиссии: ****
в отсутствие представителей Областное Государственное Казенное Учреждение "Кадровый Центр Иркутской Области" (далее - Заказчик) - (Ходатайство о рассмотрении без участия от 26.09.2023 NИсх(74-92)-409/23),
при участии представителя ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УЧЭНЕРГОСТРОЙ" (далее - Участник закупки, ЧПОУ "Учэнергострой") Деминой Д.А. (доверенность N1 от 25.09.2023) посредством видеоконференцсвязи;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ЧПОУ "Учэнергострой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан по программе профессиональной подготовки по профессии: Дефектоскопист по ультразвуковому контролю", извещение N 0834500001723000008, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
В Иркутское УФАС России 22 сентября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ЧПОУ "Учэнергострой" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ЧПОУ "Учэнергострой", являясь победителем запроса котировок в электронной форме, уклоняется от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
ЧПОУ "Учэнергострой" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан по программе профессиональной подготовки по профессии: Дефектоскопист по ультразвуковому контролю", извещение N 0834500001723000008, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у Участника закупки отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 08 сентября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении запроса котировок в электронной форме N 0834500001723000008 "Оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан по программе профессиональной подготовки по профессии: Дефектоскопист по ультразвуковому контролю" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 180 000 руб.
Согласно Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.09.2023 NИЗК1 на участие в запросе котировок подано 2 заявки, обе признаны соответствующими требованиям извещения. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем электронного запроса котировок признается участник закупки идентификационный N 114944655.
Порядок заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме урегулирован статьей 50 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 19 сентября 2023 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Участником закупки.
Пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, ЧПОУ "Учэнергострой" необходимо было подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, в срок до 20 сентября 2023 года.
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки ЧПОУ "Учэнергострой" не был подписан проект государственного контракта и не представлены документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта участником закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ЧПОУ "Учэнергострой" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, так как им не подписан в установленные сроки проект контракта и не представлено обеспечение исполнения контракта.
21 сентября 2023 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
В письменных пояснениях Участник закупки пояснил, что не имел намерения уклоняться от заключения контракта и готов выполнить обязательства по контракту. Контракт не был подписан в срок по причине невнимательности сотрудника учреждения, который не учел разницу в часовых поясах (местонахождение участника закупки - г. Вологда, а заказчика - г. Иркутск) Перед подачей заявки участником закупки детально изучено извещение и сделаны выводы о том, что все условия могут быть исполнены своевременно и надлежащим образом. В штате участника закупки имеется достаточное количество сотрудников, обладающих квалификацией и опытом, необходимым для оказания услуг, предусмотренных контрактом. Условия контракта являются исполнимыми, а цена - разумной, в связи с чем контракт представляет интерес для учреждения. Таким образом, причин для уклонения от заключения контракта у участника закупки не имелось. О нарушении процедуры заключения контракта руководству ЧПОУ "Учэнергострой" стало известно 21.09.2023 после опубликования данных сведений в ЕИС и предприняты следующие меры:
- в полном объеме предоставлено обеспечение контракта (ПП N309 от 20.09.2023;
- направлено письмо в адрес заказчика о причинах нарушения процедуры заключения контракта;
- от сотрудника, допустившего просрочку подписания контракта, получено объяснение, вынесено дисциплинарное взыскание (объявлен выговор).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ЧПОУ "Учэнергострой" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности ЧПОУ "Учэнергострой", в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому ЧПОУ "Учэнергострой" исполнено 246 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 31 контракт находится на исполнении, что свидетельствует о добросовестности ЧПОУ "Учэнергострой", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "***" (Российская Федерация, Вологодская обл, Вологда г, Судоремонтная ул, КВ.6, ИНН: 3525269470), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения, представленные заказчиком в отношении директора ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "****" ***** (ИНН352508078530) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023