Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04.10.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
В отсутствие представителей Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - Заявитель; ИП Тожибаев З.П.);
При участии представителей Иркутской таможни (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N 05-43/16723 от 23 сентября 2023 года), "_" (доверенность N 05-43/16724 от 23 сентября 2023 года),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и территории на объектах Иркутской таможни, извещение N 0134100010223000076, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 27 сентября 2023 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, по мнению Заявителя, Заказчиком, в нарушение ч.2 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ, неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки, а именно требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, предусмотренного п.36 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 19 сентября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено "Извещение о проведении электронного аукциона от 19.09.2023 N0134100010223000076" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 553 813 рублей 79 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 27 сентября 2023 года.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.09.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подано 6 заявок, признанные соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Согласно протоколу подведения итогов по процедуре 0134100010223000076 победителем закупки признана заявка участника закупки под номером 21 Общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива-Чистота", с предложением цены контракта 3 322 006 рублей 27 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы на основании следующего.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Федерального закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Федерального закона N44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановлением N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч.6 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 19.09.2023 N0134100010223000076 объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений и территории на объектах Иркутской таможни с начальной (максимальной) ценой контракта 6 553 813 рублей 79 копеек.
В соответствии с п. "а" ч.3 постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции, в том числе 36 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно п. 36 постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что позиция 36 приложения постановления N 2571 находится в разделе IV "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям".
Исходя из буквального толкования наименования раздела, дополнительные требования к участникам закупок должны устанавливаться заказчиками в случае:
- если услуги по уборке будут оказываться заказчику, сфера деятельности которого относится к указанным в наименовании раздела сферам деятельности;
- либо объекты Заказчика, в которых будет проводиться уборка, используются (предназначены) для осуществления деятельности в сфере здравоохранения, образования, науки и т.д.
Каких-либо положений, распространяющих действие этой позиции на участников закупки в других сферах деятельности в данном постановлении, не содержится. Кроме того, в законодательстве об осуществлении закупок, в том числе в Федеральном законе N 44-ФЗ, также не содержится норм, предусматривающих расширительное толкование применения позиции 36 приложения к постановлению N 2571.
Заявленные Заказчиком к уборке объекты Иркутской таможни не расположены в зданиях, в которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, охраны.
Заказчик не осуществляет деятельность, в указанных в наименовании раздела IV приложения к постановлению N 2571, сферах деятельности.
Вместе с тем Заказчиком по настоящей закупке является Иркутская таможня, имеющая код классификации ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления) 1327020: Система прокуратуры Российской Федерации, что, указывает на то, что положения п.36 постановления N2571 не могут быть применены в настоящей закупки, ввиду того факта, что Заказчик не осуществляют свою деятельность в сфере здравоохранения, образования, науки, охраны, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023