Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8" с. Кашино - *,
- в отсутствие представителя заявителя в лице Сысоева Константина Владимирович, уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу Сысоева Константина Владимировича (вх. N 20648-ЭП/23 от 21.09.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8" с. Кашино при осуществлении процедуры электронного аукциона на услуги школьных столовых и кухонь (извещение N 0362300288623000002), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба жалобы Сысоева Константина Владимировича (вх. N 20648-ЭП/23 от 21.09.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8" с. Кашино при осуществлении процедуры электронного аукциона на услуги школьных столовых и кухонь (извещение N 0362300288623000002), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
14.09.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362300288623000002 на услуги школьных столовых и кухонь.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 245 827,00 рублей.
Исходя из перового довода жалобы, заказчик не установил дополнительные требования к наличию у участников закупки опыта согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2571), несмотря на то обстоятельство, что наименование закупаемых услуг содержится в пункте 33 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ N 2571.
Подпунктом "а" п. 3 постановления Правительства РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
На основании позиции 33 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571, для оказания услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления необходимо наличие у участника закупки следующего опыта:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими наличие требуемого опыта, предусмотренного настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
Извещением электронного аукциона установлено, что наименованием объекта закупки является: "Услуги школьных столовых и кухонь".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 245 827,00 рублей, что превышает 500 тыс. рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 33 Приложения дополнительных требований, утвержденных постановлением Правительства РФ N 2571.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно второму доводу жалобы, заказчиком в извещении электронного аукциона установлен неверный размер обеспечения исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Частью 6 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Комиссией установлено, что структурированная форма содержит сведения о размере обеспечения исполнения контракта, а именно: 162 291,35 (5 %).
Вместе с тем, пунктом 12 Информационной карты электронного аукциона, являющейся приложением к извещению, установлено, что размер обеспечения исполнения Контракта: 5% от цены, по которой заключается контракт.
На основании вышеизложенного, устанавливая размер обеспечения исполнения контракта от цены, по которой заключается контракт, заказчик нарушает положения ч. 3 ст. 7, п. 17 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно третьему и четвертому доводам жалобы, заказчик неверно установлено требование к участникам закупки в соответствии п. 4, 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции закона.
Согласно п. 4, 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Подпунктами 2, 6 п. 16 Информационной карты электронного аукциона, являющейся приложением к извещению, установлены требования к участникам аукциона, а именно:
2) неприостановление деятельности участника аукциона в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в аукционе;
6) отсутствие между участником аукциона и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников аукциона, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками аукциона либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчиком в нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 4, 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе требование к участникам закупки, предусмотренное п. 4, 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, изложено в извещении электронного аукциона в недействующей редакции настоящего закона.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Исходя из пятого довода жалобы, заказчиком установлено незаконное требование к содержанию заявки участника закупки.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Статьей 43 Закона о контрактной системе установлены общие требования к содержанию состава заявок на участие в конкурентном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 17 Информационной карты электронного аукциона, являющейся приложением к извещению, установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, а именно:
Заявка на участие подается в соответствии с положениями статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
При этом, исходя из ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе следует, что ценовое предложение подается участниками закупки не в составе заявки, а в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Таким образом, устанавливая требование о предоставлении в составе заявки информации и документов, в том числе, предложение участника закупки о цене контракта, непредусмотренных пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заказчик нарушил положения п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с шестым доводом жалобы, заказчик нарушил сроки проведения электронного аукциона.
Исходя из п. 23 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Структурированной формой извещения электронного аукциона установлено следующее:
Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.09.2023 14:56 (МСК+2);
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 22.09.2023.
Вместе с тем, пунктом 20 Информационной карты электронного аукциона, являющейся приложением к извещению, установлено, что дата проведения аукциона: "25" сентября 2023 года.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком размещена противоречивая информация о дате проведения электронного аукциона, что является нарушением ч 3 ст. 7, п. 23 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2023 N ИЭА1 на участие в закупочной процедуре подана одна заявка с идентификационным номером N 170, указанная заявка признана соответствующей требованиям извещения.
Комиссией установлено, что победитель закупочной процедуры с идентификационным номером N 170 имеет опыт оказания услуг в соответствии с позицией 33 Приложения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 2571, а также декларация победителя о соответствии участника закупки единым требованиям согласно п. 3-7, 9-11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствует действующей редакции настоящего закона, следовательно, выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Сысоева Константина Владимировича признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8" с. Кашино выявлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 4 ст. 31, ч. 3 ст. 7, п. 17 ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 96, п. 4, 9 ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 49, п. 23 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 8" с. Кашино, закупочной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0362300288623000002, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего требования к участникам закупки, к содержанию, составу заявки на участие в закупке, к размеру обеспечения исполнения контракта по закупке N 0362300288623000002, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 сентября 2023 г. N 066/06/106-3400/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2023