Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "8 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6902, г. Екатеринбург)" (вх. N 20720/23 от 22.09.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Институт "АльфаРегионПроект", исполнителе по контракту N 4 от 20.06.2022 г. на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Жилой дом на 143 квартиры по ул. Крауля в г. Екатеринбург" (ИКЗ N 221667139389766710100100120107112414) в части соблюдения требований ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а также, проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12 часов 00 минут в присутствие представителей:
- заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "8 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6902, г. Екатеринбург)", - *, *,
- заинтересованного лица в лице доверенность N 25/23-19 от 06.07.2023 г., - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федерального государственного казенного учреждения "8 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6902, г. Екатеринбург)" (вх. N 20720/23 от 22.09.2023 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Институт "АльфаРегионПроект", исполнителе по контракту N 4 от 20.06.2022 г. на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Жилой дом на 143 квартиры по ул. Крауля в г. Екатеринбург" (ИКЗ N 221667139389766710100100120107112414).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Контракт N 4 от 20.06.2022 г. на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Жилой дом на 143 квартиры по ул. Крауля в г. Екатеринбург" был подписан сторонами в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 20.06.2022 г.
В соответствии с п. 1.1. контракта N 4 от 20.06.2022 г. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется по заданию Заказчика на свой риск и под свою ответственность, собственными и (или) привлеченными силами и средствами, согласно Заданию на корректировку проектной документации (приложение N 1), графику выполнения работ (приложение N 3) выполнить инженерные изыскания и осуществить корректировку (внесение изменений), а в случае необходимости подготовку проектной, рабочей и сметной документации по объекту: "Жилой дом на 143 квартиры по ул. Крауля в г. Екатеринбург" , и передать результаты работ Заказчику в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом.
Объект проектирования расположен по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Крауля, д. 190.
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Исполнителя, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Исполнителя, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта составляет 5 771 460, 21 руб., без НДС (согласно уведомлению о переходе на упрощенную систему налогообложения от 02.03.2015 г.) (п. 2.1. контракта N 4 от 20.06.2022 г.).
Пунктом 5.2. контракта N 4 от 20.06.2022 г. определены обязанности исполнителя, а именно:
5.2.1. Принять на себя обязательства в соответствии с Заданием на корректировку проектной документации (Приложение N 1) Заказчика и в сроки, установленные Контрактом выполнить инженерные изыскания и осуществить корректировку (внесение изменений), а в случае необходимости подготовку проектной, рабочей и сметной документации по объекту: "Жилой дом на 143 квартиры по ул. Крауля в г. Екатеринбург".
5.2.2. До начала выполнения работ самостоятельно и за свой счет оформить пропуска на автотранспорт, рабочих и инженерно-технический персонал, задействованный для выполнения работ. Пропуск на территорию осуществляется исключительно по пропускам, для оформления которых Исполнитель обязан направить Заказчику список персонала, который будет задействован на объекте, с указанием фамилии, имени, отчества (последнее при наличии) и паспортных данных каждого работника, а также номера строительной техники и автомашин.
5.2.3. Согласовывать готовую Проектную документацию с Заказчиком, а при необходимости и с заинтересованными органами и организациями Российской Федерации, в том числе выдавшими технические условия подключения (присоединения) Объекта к инженерным сетям.
5.2.4. Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты) работ, выявленные в процессе выполнения работ по Контракту, при передаче результатов работ по Контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации Объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Исполнителем и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а также в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
5.2.5. Устранять за свой счет недостатки (замечания) по Проектной документации, выданные согласующими органами и организациями Российской Федерации, в том числе организациями, выдавшие технические условия подключения (присоединения) Объекта к инженерным сетям, в указанные Заказчиком сроки.
5.2.6. За счет собственных средств и ресурсов вносить изменения и дополнения в Проектную документацию, по письменному указанию Заказчика, если они не противоречат условиям настоящего Контракта, а также в других случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.2.7. В случае если заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов, замечаний), такие недостатки (дефекты, замечания) должны быть устранены Исполнителем в срок не позднее 15 дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах, замечаниях).
5.2.8. Передать Заказчику готовую Проектную документацию в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе и в сроки установленные Графиком выполнения работ для направления Проектной документации в государственную экспертизу в целях получения положительного заключения экспертизы.
5.2.9. Назначить в пятидневный срок с момента подписания настоящего Контракта представителей Исполнителя, ответственных за ход работ по настоящему Контракту и не позднее 3 рабочих дней с момента назначения известить об этом Заказчика в письменном виде с указанием предоставленных им полномочий, а в случае внесения изменений в их состав - уведомить об этом Заказчика в течение 3 рабочих дней с даты внесения изменений.
5.2.10. В случае исключения Исполнителя из числа членов саморегулируемой организации (если оно обязательно для Исполнителя) в течение 3 рабочих дней письменно известить об этом Заказчика.
5.2.11. Предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.
5.2.12. При наличии обстоятельств, которые создают препятствия к надлежащему выполнению работ по Контракту и свидетельствуют о невозможности ее завершения в сроки, установленные Контрактом, Исполнитель обязан немедленно (в течение одного дня) предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу.
Исполнитель, не предупредивший Заказчика об указанных обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного Контрактом срока для ответа на предупреждение и (или) несмотря на своевременное указание Заказчика о прекращении работы, не вправе предъявлять требования по данным обстоятельствам к Заказчику и ссылаться на них.
5.2.13. Предоставлять Заказчику информацию обо всех соисполнителях (субподрядчиках) заключивших договор с Исполнителем, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Указанную информацию Исполнитель предоставляет Заказчику в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем (субподрядчиком).
5.2.14. Имеет иные обязанности, определенные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 7.1. контракта N 4 от 20.06.2022 г. приемка выполненных работ по Контракту осуществляется не позднее 15 рабочих дней со дня предоставления их Заказчику и только при наличии положительного заключения государственной экспертизы Проектной документации по Объекту.
Согласно п. 11.2. контракта N 4 от 20.06.2022 г. срок выполнения всех работ по настоящему Контракту составляет 12 месяцев с момента заключения Контракта, и определяется Графиком выполнения работ (Приложение N 3).
На основании п. 12.1. контракта N 4 от 20.06.2022 г. контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует в течение 14 месяцев. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств, в том числе гарантийных. В части гарантийных обязательств Контракт действует до истечения гарантийного срока.
Приложением N 3 к контракту N 4 от 20.06.2022 г. определен график выполнения работ.
Согласно пояснениям представителя заказчика, а также информации и документов, представленных в адрес Комиссии, срок действия контракта истекает 20.08.2023 г.
По состоянию на 08.09.2023 г. обязательства по контракту ООО Институт "АльфаРегионПроект" не выполнены.
Своим письмом от 14.06. 2023 г. N 22/798 заказчиком дан ответ заинтересованному лицу на исх. N 25 от 31.05.2023 г. о продлении срока государственного контракта и предложено выполнить в полном объеме условия контракта в кратчайшие сроки, но не позднее 20.10.2023 г. (в том числе, учитывая срок прохождения Государственной экспертизы).
Комиссией установлено, что в настоящий момент со стороны ООО Институт "АльфаРегионПроект" имеются нарушения условий контракта, а именно:
N п/п |
Наименование и виды работ |
Срок выполнения работ согласно приложению N 3 к контракту |
Отставание |
1 |
Инженерные изыскания и корректировка, а в случае необходимости подготовка проектной и сметной документации по Объекту. |
21.03.2023 |
5,5 месяцев |
2 |
Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, проектной документации и проверка определения достоверности сметной стоимости Объекта. |
21.04.2023 |
4, 5 месяцев |
3 |
Подготовка рабочей документации по Объекту. |
20.06.2023 |
2,5 месяцев |
Кроме того, в целях обеспечения надлежащего исполнения обязательств по контракту, исполнителем представлена независимая гарантия от 22.06.2022 г. N 30030-22-10.
Однако срок действиях независимой гарантии истекает 22.09.2023 г.
Требование о предоставлении о продлении независимой гарантии или предоставлении новой в срок до 08.09.2023 г. заказчиком направлялось в письмах от 14.06. 2023 г. N 22/798, от 31.08.2023 г. N 25/1117.
Вместе с тем, новое обеспечение исполнения контракта в адрес Заказчика представлено не было.
Согласно письменным пояснениям заинтересованного лица неисполнение обязательств по контракту N 4 от 20.06.2022 г. было вызвано возникновением ввиду ряда независящих от исполнителя причин.
Исполнитель предоставлял Заказчику отчеты о ходе выполнения работ по корректировке проекта, в которых отражал какие разделы проектной документации, изыскания были подготовлены, их объем (письма ООО Институт "АльфаРегионПроект" N57 от 25.11.2022 г., N26 от 25.05.2023 г.).
Исполнителем направлена в адрес Заказчика проектная документация и результаты инженерных изысканий согласно накладной N 8 от 10.07.2023 г. для дальнейшего согласования и утверждения, откорректированную по замечаниям заказчика проектную документацию, откорректированные разделы проектной документации (письмо ООО Институт "АльфаРегионПроект" N29 от 11.07.2023 г, N32 от 18.07.2023 г., N33 от 21.07.2023 г., N44 от 14.08.2023 г., N46 от 31.08.2023).
Также ООО Институт "АльфаРегионПроект" направляло в адрес заказчика технические задания и программы работ по инженерным изысканиям для утверждения заказчиком (письмо от 11.08.2023 г. N42).
ООО Институт "АльфаРегионПроект" письмом от 09.08.2022 г. N31 направил в адрес Заказчика требуемые нагрузки для получения Технических условий на присоединение к существующим инженерным сетям жилого дома по ул. Крауля в г. Екатеринбурге.
К заданию на корректировку (приложение N1 к государственному контракту) были приложены технические условия 2009, 2010, 2011 гг., срок действия которых давно истек. Эти технические условия были выданы к изначальному проекту, который Исполнитель должен был откорректировать в рамках контракта. Поэтому Исполнитель просил подтвердить действия старых либо предоставить новые технические условия: на радиофикацию жилого дома, телефонизацию, телевизацию, диспетчеризацию, освещение территории, подключение к существующим сетям ливневой канализации, проектирование объекта от ГУ МЧС России по Свердловской области (письмо N55 от 07.11.2022 г.).
Выдача технических условий, необходимых для разработки и корректировки проекта, затянулась по вине сетевых организаций. Письмо ООО Институт "АльфаРегионПроект" в адрес Заказчика от 11.10.2022 г. N42 подтверждает, что технические условия в адрес Исполнителя не направлялись, их отсутствие сдерживает темпы проектирования объекта и привело к срыву сроков исполнения контракта.
Технические условия по воде и канализации (условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования) Исполнитель получили только в мае 2023 г. (письмо "8 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии РФ" от 11.05.2023 г. N22/630), технические условия по канализации были выданы 16.03.2023 г., откорректированные условия подключения (технические условия для присоединения) объекта от 17.04.2023 г. Заказчик направил исполнителю 21.04.2023 г. (письмо заказчика N22/54). Кроме того, из технических условий по отводу ливневых стоков от 16.03.2023 г. N069/2023 МБУ "Водоотведение и искусственные сооружения" следует, что отсутствует ресурс городской сети дождевой канализации, отвод дождевых, талых, поливомоечных и дренажных вод, и конкретной точки подключения сетевая организация не даёт, а предлагает найти решение самим. Отсутствие точки подключения подтверждает и направленные замечания эксперта Госэкспертизы от Заказчика.
Письмом от 29.06.2023 г. N29 Исполнитель направил в адрес Заказчика откорректированный эскизный проект жилого дома на 143 квартиры по ул. Крауля в г. Екатеринбурге (в связи с изменением высотных отметок и направления выезда с территории жилого дома).
Как следует из письма от 14.09.2023 г. N53 Исполнителем выполнены инженерные изыскания, разработана стадия "Проектная документация" в полном объеме и передана в Управление госэкспертизы для ее рассмотрения и согласования. Получены сводные замечания по проекту, отправлены ответы по данным замечаниям, в рабочем режиме идет отработка оставшихся замечаний. Параллельно с утверждением проектной документации разрабатывается Рабочая документация. Объем выполненной документации составляет 65%.
Заказчик в письме от 13.09.2023 г. N22/1170 подтверждает, что за период исполнения государственного контракта N4 от 22.06.2022 г. работы выполняются исполнителем в соответствии с условиями государственного контракта, штрафные санкции к Исполнителю не применялись. Исполнение государственного контракта находится на завершающей стадии.
Кроме того, ООО Институт "АльфаРегионПроект" предпринимал активные действия для оформления новой банковской гарантии в целях обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, а именно: через брокера https//fgprizma.ru обратились в несколько банков: ПАО "Промсвязьбанк" (12, 18, 19 сентября 2023 г.), Банк Россия (18 и 19 сентября 2023 г.), Газпромбанк, Уралсиб, Русский Стандарт. Однако везде ООО Институт "АльфаРегионПроект" получило отказ по причине банкротства участника общества. Выписка операций по лицевому счету подтверждает, что у ООО Институт "АльфаРегионПроект" отсутствовала возможность внесения наличных денежных средств в сумме 2 885 730,11 руб. в целях обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 1 ст. 761 ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.
На основании п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 3 ст. 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.4. контракта N 4 от 20.06.2022 г. расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиям Контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральном законом о контрактной системе.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 08.09.2023 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом) (ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
09.09.2023 г. указанное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было вручено заинтересованному лицу под расписку.
Датой надлежащего уведомления считается 09.09.2023 г.
Таким образом, требования ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 20.09.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности контрольного органа в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без всесторонней соответствующей оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание заинтересованного лица недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения сведений об подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что заинтересованное лицо предпринимало попытки для надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ООО Институт "АльфаРегионПроект" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств по контракту, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО Институт "АльфаРегионПроект" в реестр недобросовестных поставщиков
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного казенного учреждения "8 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6902, г. Екатеринбург)", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 сентября 2023 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2023