Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" - *, *, присутствующей до объявленного перерыва,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *,
- в отсутствие представителя заявителя в лице ООО "ЦЕНТАВР", уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "ЦЕНТАВР" (вх. N 21000-ЭП/23 от 26.09.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" при осуществлении процедуры путем проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения на территории г. Екатеринбурга Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года" (извещение N 0162200011823002446), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба жалобы ООО "ЦЕНТАВР" (вх. N 21000-ЭП/23 от 26.09.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства" при осуществлении процедуры путем проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения на территории г. Екатеринбурга Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года" (извещение N 0162200011823002446), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.09.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011823002446 на приобретение жилого помещения на территории г. Екатеринбурга Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 935 052,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1, 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
5) проект контракта.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Структурированной формой извещения установлено, что наименованием объекта закупки является: "Приобретение жилого помещения на территории г. Екатеринбурга Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 г. N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2027 года"".
Исходя из содержания жалобы, требование Заказчика в извещении к закупке о том, что на момент подачи заявок на участие в конкурсной процедуре, поставщиком должен являться именно собственник, согласно прилагаемой выписке из ЕГРН, напрямую ограничивает конкуренцию и количество поданных заявок.
Закон связывает возникновение и прекращение тех или иных прав на жилое помещение именно с моментом государственной регистрации, т.е. государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое (правообразующее) значение. По общему правилу, права на жилье возникают на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: соглашение и акт регистрации права. Только после государственной регистрации покупатели приобретают право собственности и, следовательно, получают возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью. Поэтому, момент распоряжения жилым помещением у собственника появляется в период составления контракта и его подписания, а не на момент подачи заявки.
Исполнитель, участвуя в конкурсной процедуре, но не являющийся собственником до момента подписания контракта, в данном случае, не нарушит положения Закона в сфере закупки, поскольку в контракт будет вписан Исполнитель - собственник жилого помещения, который зарегистрировал право собственности до подписания контракта.
Возражая относительно указанного довода, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что заказчик в составе заявки просит не предоставить, а указать наименование документа, его номер и дату выдачи, а также адрес местонахождения жилого помещения /квартиры/, площадь жилого помещения/квартиры/, номер записи в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровый (или условный) номер объекта. В случае, если жилое помещение / квартира/ продается по доверенности (агентскому договору), указать реквизиты последних, а также ФИО собственника жилого помещения /квартиры/ и его паспортные данные). Данные сведения необходимы для формирования проекта контракта, его существенных условий (предмета). Отсутствие согласованности сторон о предмете контракта делают его недействительным. Предоставление документов происходит на стадии исполнения государственного контракта (п. 3.2. проекта контракта).
Представитель заказчика в своих пояснениях указывает на то обстоятельство, что участником закупки может быть собственник или представитель по доверенности. Следовательно, участник закупки должен подтвердить свои полномочия на распоряжение имуществом, указав соответствующую информацию.
Заказчик полагает, что отсутствие воли собственника на отчуждение своего имущества без особого разрешения или полномочий (доверенности), путем участия третьего лица в закупках, вызывает сомнения в правомерности таких действий третьего лица (участника закупки) и ставит под сомнение исполнение государственного контракта таким лицом.
В соответствии с п. 6 Описания объекта закупки приобретаемое жилое помещение должно быть свободным от проживания, являться собственностью Продавца, при этом не обременено правами третьих лиц, не отчуждено, не заложено, не подарено и не обращено в дар, не состоять в споре, под арестом, не иметь задолженностей по коммунальным платежам, соответствовать требованиям к жилым помещениям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам быть пригодными для постоянного проживания граждан без проведения капитального ремонта.
Пунктом 5 Приложение N 1 к описанию объекта закупки установлены требования к техническим и функциональным характеристикам, эксплуатационным характеристикам жилого помещения (квартиры), расположенного в жилом доме, а именно:
55. |
Документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (квартиру), позволяющий определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче Заказчику по контракту ( ст. 554 ГК РФ). |
Наличие (указать наименование документа, его номер и дату выдачи, а также адрес местонахлждения жилого помещения /квартиры/, площадь жилого помещения/квартиры/, номер записи в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровый (или условный) номер объекта. В случае, если жилое помещение / квартира/ продается по доверенности (агентскому договору), указать реквизиты последних, а также ФИО собственника жилого помещения /квартиры/ и его паспортные данные). |
Исходя из ч. 3 ст. 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Таким образом, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.
Статьей 554 ГК РФ определено, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, заключение государственного контракта на приобретение жилого помещения с лицом, не обладающим правом собственности на жилое помещение, за исключением лица, действующего в интересах собственника по доверенности, а также на продажу неопределенного на момент заключения жилого помещения, в силу вышеуказанных норм невозможно.
Кроме того, перечисление денежного обязательства, возникающего на основании контракта, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе).
Аналогичная позиция отражена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2023 г. N 24-06-06/21094.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Комиссией установлено, что указанная информация необходима заказчику для формирования проекта контракта, без сведений, предусмотренных п. 5 Приложение N 1 к описанию объекта не представляется возможным установить какое пожилое помещение будет передаваться заказчику.
Кроме того, в извещении о проведении закупки не требуется от участника закупки представление в составе заявки документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение (квартиру): копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости, также и не установлено требования о том, что только собственник жилого помещения может являться участником закупки.
С учетом изложенного, проанализировав извещение электронного аукциона, выслушав пояснения представителя заказчика, Комиссия приходит к выводу, что требование о подтверждении участником закупки своих полномочий на распоряжение имуществом, указав соответствующую информацию согласно Описанию объекта закупки, не нарушают положения Закона о контрактной системе, а также не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Комиссия констатирует, что ст. 105 - 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заявитель жалобы не указывает, каким образом указанные условия исполнения обязательств по контакту в Описании объекта закупки, нарушают его права и законные интересы. Также заявителем жалобы не представлены документы, подтверждающие невозможность принять участие в электронном аукционе на определенных Заказчиком условиях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЦЕНТАВР" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 октября 2023 г. N 066/06/106-3460/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023