Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2023
В полном объеме решение изготовлено 06.10.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Ланком", при участии в дистанционном режиме:
- представителя МДОУ "Д/С N 77" г. Магнитогорска Галкиной Н.С., действующего на основании доверенности от 29.09.2023,
- представителя МДОУ "Д/С N 77" г. Магнитогорска Салеевой А.В., действующего на основании доверенности от 29.09.2023,
- представителя МДОУ "Д/С N 77" г. Магнитогорска Кедровских Е.В., действующего на основании доверенности от 03.10.2023,
- представителя МДОУ "Д/С N 77" г. Магнитогорска Калашниковой О.М., действующего на основании Распоряжения N 597-К от 30.08.2023,
- представителя ООО "Ланком" Кириллова С.О., действующего на основании доверенности N 37 от 01.10.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 26.09.2023 поступила жалоба ООО "Ланком" на положения извещения о закупке при проведении совместного электронного аукциона N 0369300197023000003 на поставку логопедического интерактивного зеркала (далее - аукцион) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 14.09.2023 МДОУ "Д/С N 77" г. Магнитогорска объявило о проведении аукциона.
Заказчиками выступили образовательные учреждения г. Магнитогорска.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 897 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.09.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Ланком" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что при проведении закупки в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчиком неправомерно указано описание объекта закупки не в соответствии с требованиями КТРУ в части отсутствия в извещении о закупке двух видов кабелей, предусмотренных в описании позиции каталога. Кроме того, в описании объекта закупки и приложении к проекту контракта содержится противоречивая информация в части нескольких характеристик логопедического зеркала.
В жалобе заявитель также указал, что ряд показателей: размера зеркальной поверхности и количества занятий в блоках, может привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения, с доводами жалобы не согласились, пояснили, что описание объекта закупки соответствует позиции КТРУ, которая подразумевает возможность выбора оборудования, входящего в комплект поставки, характеристики интерактивного зеркала указаны с учетом индивидуальных особенностей восприятия интерактивных занятий обучающимися, а также с учетом планирования работы учителя-логопеда, при этом характеристики оборудования позволяют предложить к поставке модели различных производителей.
Представители заказчика согласились с доводами жалобы в части наличия противоречий в описании объекта закупки и в проекте контракта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В пункте 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Из представленных документов и сведений следует, что заказчиком приобретается логопедическое интерактивное зеркало, характеристики которого содержатся в описании объекта закупки.
В извещении о закупке товар отнесен к коду по каталогу товаров, работ, услуг (далее - КТРУ 32.40.42.199-00000011) - логопедическое интерактивное зеркало.
При этом позиция КТРУ: 32.40.42.199-00000011 включает в себя 4 характеристики с указанием допустимых показателей:
- комплектация (характеристика является обязательной для применения);
- наличие программного обеспечения (характеристика является обязательной для применения);
- разрешение экрана, пиксель (характеристика не является обязательной для применения);
- яркость дисплея, кд/м2 (характеристика не является обязательной для применения).
В отношении характеристики "комплектация" указаны следующие показатели: HDMI кабель, USB кабель, акустическая система, встроенный компьютер, интерактивное зеркало, камера, клавиатура, кнопки управления дисплеем, методическое пособие, микрофон, мышь.
При этом, из описания позиции по КТРУ следует, что заказчик обязан указать комплектацию в качестве характеристики приобретаемого оборудования, тогда как значение характеристик, в рассматриваемом случае оборудования, которое входит в комплектацию, устанавливается заказчиком исходя из его потребности в приобретаемой аппаратуре.
Из технического задания (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) следует, что в комплектацию входит акустическая система, встроенный компьютер, интерактивное зеркало, камера, клавиатура, кнопки управления дисплеем, методическое пособие, микрофон, мышь, наличие программного обеспечения.
При этом, на заседании Комиссии заказчик пояснил, что HDMI кабель, USB кабель не требуются заказчику.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, так как заказчиком использованы характеристики логопедического интерактивного зеркала с информации, включенной в позицию КТРУ.
2. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе указано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Таким образом, описание объекта закупки, условия проекта контракта, изложенные в извещении о закупке, должны содержать объективную, непротиворечивую информацию, соответствующую реальной потребности заказчика.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы установлено, что в описании объекта закупки указаны следующие показатели:
- наличие кнопок управления дисплеем (яркость, контрастность, насыщенность, цветовой режим, оттенок);
- интерактивное зеркало - размер зеркальной поверхности: не менее 720х440 мм и не более 730х460 мм;
- не менее 2 USB-разъемов в корпусе.
Вместе с тем в спецификации, которая является приложением к проекту контракта указаны дополнительные значения характеристик, отсутствующие в описании объекта закупки:
- наличие кнопок управления дисплеем - 6 штук;
- интерактивное зеркало - радиус скругления углов: не менее 39 и не более 41 мм;
- 3 USB-разъема в корпусе.
С учетом указанных обстоятельств, в извещении о закупке, а также в приложении к проекту контракта содержатся различные требования к показателям интерактивного зеркала, что свидетельствует о неоднозначности и противоречивости описания объекта закупки, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, а также может привести к заключению контракта не на условиях описания объекта закупки, являющегося приложением к извещению о и закупке.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
3. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
Так, заявителем указано, что в описании объекта закупки включены показатели интерактивного зеркал, которые приводят к ограничению количества участников закупки и возможности поставки конкретного оборудования - "умное зеркало ArtikMe" производителя ООО "Стендап Инновации".
В материалы дела заявителем представлена сравнительная таблица характеристик оборудования двух производителей помимо производителя ООО "Стендап Инновации": НПФ "Амалтея" и ООО "Алма" с указанием характеристик, по которым данная продукция не подходит под описание объекта закупки, в том числе: размер зеркальной поверхности итерактивного зеркала (НПФ "Амалтея" - 770*465*130 мм - 33,15 дюймов, ООО "Алма" - 25 дюймов), количество блоков занятий (без указания конкретного количества занятий по блокам) и иные показатели.
Вместе с тем, документы, подтверждающие характеристики указанных интерактивных зеркал, не представлены, а указаны ссылки на интернет-сайты с описанием продукции и ответ одного из производителей продукции, что не позволяет сделать вывод о достоверности и достаточности представленных доказательств.
Более того, заявитель указал, что на рынке существует порядка 10 производителей интерактивных зеркал, однако в жалобе и в дополнительных пояснениях представлено описание только 3 моделей оборудования.
Более того, в ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком получены ответы от нескольких хозяйствующих субъектов, которые предложили логопедические зеркала нескольких производителей -ПК "Liga group", Бау Проджект.
Следует отметить, что ООО НПФ "Амалтея" также направило коммерческое предложение (от 22.05.2023) в адрес заказчика, тогда как заявителем представлен ответ указанного общества (от 02.10.2023 исх. 77/02) о несоответствии его продукции техническому заданию заказчика, что также не позволяет сделать однозначный вывод о фактических характеристиках предлагаемого им оборудования.
При этом Комиссия отмечает, что в описании объекта закупки по данным позициям заказчиком указаны следующие дополнительные показатели с обоснованием их необходимости для заказчика:
- интерактивное зеркало - размер зеркальной поверхности: не менее 720х440 мм и не более 730х460 мм (обоснование характеристики - для оптимального соотношения зеркала с диагональю экрана);
- блоки занятий: артикуляционная гимнастика: не менее 27 занятий, дыхательная гимнастика: не менее 14 занятий, пальчиковая гимнастика: не менее 13 занятий, автоматизация изолированных звуков: не менее 6 упражнений, автоматизация звуков в словах и предложениях: не менее 27 упражнений, звуковой анализ и синтез: не менее 13 упражнений, дифференциация звуков: не менее 10 упражнений, лексика: не менее 3 упражнений, грамматика: не менее 3 упражнений, фонематический слух: не менее 1 упражнения, методическая копилка: не менее 11 упражнений (обоснование характеристики - в соответствии с разработанной методикой по коррекции улучшения произношения звуков. Обусловлено необходимостью развития мелкой моторики детей и решению педагогических задач, необходимостью постановки правильного дыхания при произношении тех или иных слов, необходимостью изучения данной темы).
При этом, на заседании Комиссии заказчик указал, что необходимость наличия зеркальной поверхности определенного размера обусловлена тем, что указанный размер является оптимальным для восприятия визуальных стимулов обучающимися, при этом, как указал заказчик, слишком большой размер поверхности может отвлекать ребенка от занятий.
Кроме того, заказчик представил сведения и документы, согласно которым количество занятий в блоках обусловлено планированием образовательной деятельности в учебном учреждении, что подтверждается положениями распоряжения Минпросвещения РФ от 06.08.2020 N Р-75, методикой логопедической работы и структурой индивидуального занятия с использованием индивидуальных форм логопедической работы, разработанных для образовательных учреждений г. Магнитогорска, а также индивидуальным планом учебного учреждения.
Так, на участие в закупке подано две заявки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %, что свидетельствует о наличии конкурентной среды при проведении закупки.
Более того, из заявок участников закупки следует, что победитель закупки предложил к поставке интерактивное зеркало на базе программного обеспечения "Мерсибо Плюс", при этом участник закупки, занявший второе место, предложил "умное зеркало ArtikMe", при этом в предложениях участников закупки указаны характеристики оборудования, соответствующие требованиям заказчика.
Таким образом, антимонопольный орган не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в части указания характеристик логопедического зеркала, ограничивающих количество участников закупки.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что содержащееся в составе закупки обоснование необходимости наличия зеркальной поверхности определенного размера, диапазон которого варьируется в пределах 1-2 см, не позволяет сделать однозначный вывод о необходимости исключительно данного размера для удовлетворения потребности заказчика, при этом расширение указанного диапазона может привести к увеличению количества хозяйствующих субъектов, которые смогут принять участие в закупке.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Ланком" на положения извещения о закупке обоснованными в части описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях организатора аукциона нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчикам совместного аукциона, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 октября 2023 г. N 074/06/106-2306/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023