рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и Город" на действия МКУ МО Динской район "Градостроительно-имущественный центр" при проведении администрацией МО Динской район открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение научно-исследовательской работы на тему "Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Первореченского сельского поселения Динского района" с апробацией и применением результатов научных исследований путем разработки проектов по внесению изменений в Генеральный план Первореченского сельского поселения Динского района и Правила землепользования и застройки Первореченского сельского поселения Динского района" (извещение N 0318300028423000200) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не соответствует Положению ПП N2604. Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам о наличии лицензии на геодезическую и картографическую деятельность на создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов (пункт 2 Перечня).
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы, с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.09.2023 г. уполномоченным органом - администрацией МО Динской район размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение научно-исследовательской работы на тему "Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Первореченского сельского поселения Динского района" с апробацией и применением результатов научных исследований путем разработки проектов по внесению изменений в Генеральный план Первореченского сельского поселения Динского района и Правила землепользования и застройки Первореченского сельского поселения Динского района" (извещение N 0318300028423000200). Заказчик - МКУ МО Динской район "Градостроительно-имущественный центр".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 402 000,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В извещении установлено:
Критерии оценки заявок Цена контракта Значимость критерия оценки: 20.00% Порядок оценки: Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наименьшее значение критерия Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки Значимость критерия оценки: 80.00% Порядок оценки: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) Показатели критерия оценки: 1 Качественные характеристики объекта закупки Значимость показателя: 100.00% Порядок оценки по показателю: 1 Детализирующий показатель: Характеристика N1 (Качественные характеристика описания объекта закупки) Значимость детализирующего показателя: 100.00% Порядок оценки по детализирующему показателю: Оценка производится по шкале оценки Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки: Предусмотрено наличие характеристики |
Заявитель в жалобе указывает, что "Порядок оценки заявок", установленный Заказчиком по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не соответствует Положению об оценке заявок, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 (далее - Положение).
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе гласит, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В разделе "Приложение 5. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено:
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1. |
"Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
|
1.1. |
Показатель оценки "качественные характеристики объекта закупки" |
Предложение участника закупки должно содержать предложение о свойствах объекта закупки, то есть в предложение участника закупки должно быть наличие свойства объекта закупки, соответствующее описанию объекта закупки. При оценке качественных характеристик объекта закупки, предложенных участником закупки, баллы присуждаются только на основании предоставленной информации. К оценке принимаются предложения участника закупки с наличием информации о каждом (всех) пункте, указанном в детализирующем показателе (Характеристика N1). |
1.1.1 |
Характеристика N 1 (Качественные характеристики описания объекта закупки) |
Предложение о качестве готовится участником закупки в произвольной форме, по своему усмотрению. Источниками информации для подготовки предложения являются открытые данные, находящиеся в открытом доступе. К рассмотрению принимаются только предложения, которые содержат: - краткое описание территории, в том числе, но не ограничиваясь: Общая характеристика территории Экономико-географическое положение Краткая историческая справка Природные условия и ресурсы территории Климат Рельеф и геоморфология Геологическое строение Гидрогеологические условия Геологические и инженерно-геологические процессы Охрана растительного и животного мира Особо охраняемые природные территории Объекты культурного наследия Объекты учета государственного баланса запасов полезных ископаемых Местоположение сельского поселения в региональной системе расселения Планировочная структура территории Население - общие положения, включающие, в том числе цели и задачи работ; - нормативно-правовую базу, подлежащую применению при выполнении работ (нормативные-правовые акты не должны утратить свою силу); - предложения по составу, оформлению и содержанию отчета по научно-исследовательской работе; - предложения по составу, оформлению и содержанию проекта по внесению изменений в генеральный план; - предложения по составу, оформлению и содержанию проекта по внесению изменений в правила землепользования и застройки; - примеры заполнения атрибутивных данных, согласно требованиям законодательства; - предложения в виде картографических материалов, выполненных в форматах/расширениях в соответствии с описанием объекта закупки, которые должны содержать на одном или нескольких чертежах в системе координат МСК-23: а) предложения по оформлению карты функциональных зон с условными обозначениями, оформленная в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 9 января 2018 г. N 10, на основании открытых данных, находящихся в свободном доступе; б) существующие и планируемые для размещения объекты федерального, регионального и местного значения на основании открытых данных, находящихся в свободном доступе; в) объекты культурного наследия, границы которых актуальны на дату размещения извещения о проведении конкурса, на основании открытых данных, находящихся в свободном доступе; г) объекты учета государственного баланса запасов полезных ископаемых, границы которых актуальны на дату размещения извещения о проведении конкурса, на основании открытых данных, находящихся в свободном доступе. Информация о предложенных свойствах описания объекта закупки не имеет требований к итоговым показателям отчета, а также проектов внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки. |
Для объективной оценки предложений участников закупки по показателю качество работ в члены комиссии, по осуществлению закупок включены специалисты Заказчика, обладающие профессиональными знаниями в области градостроительства. Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Под качественными характеристиками понимают совокупность характеристик и свойств товаров, услуг и работ, которые обуславливают их возможность удовлетворять потребностям и запросам заказчика, соответствовать своему целевому предназначению и требованиям.
Заказчиком установлено, что "предложение участника закупки должно содержать предложение о свойствах объекта закупки, то есть в предложение участника закупки должно быть наличие свойства объекта закупки, соответствующее описанию объекта закупки".
Однако в предмете оценки такие характеристики и свойства не обозначены.
Для получения 100 баллов необходимо представить предложение с "с наличием информации о каждом (всех) пункте, указанном в детализирующем показателе", в иных случаях заявке участника будет присвоено 0 (ноль) баллов.
Какое описание будет признано конкурсной комиссией как соответствующее, а какое будет признано недостаточным по своему содержанию и отклонено конкурсной комиссией, понять из описания порядка оценки невозможно.
Заказчиком не установлено однозначных формулировок, указывающих на правила, которые будут применяться конкурсной комиссией при признании соответствующими или несоответствующими таких предложений, как:
"- предложения по составу, оформлению и содержанию отчета по научно-исследовательской работе;
- предложения по составу, оформлению и содержанию проекта по внесению изменений в генеральный план;
- предложения по составу, оформлению и содержанию проекта по внесению изменений в правила землепользования и застройки;
- примеры заполнения атрибутивных данных, согласно требованиям законодательства;
- предложения в виде картографических материалов, выполненных в форматах/расширениях в соответствии с описанием объекта закупки, которые должны содержать на одном или нескольких чертежах в системе координат МСК-23".
Из описания предмета оценки не следует обязательно ли для получения максимального балла предоставлять фрагменты будущего генерального плана (его текстовые и графические материалы), или, проработанным и соответствующим будет считаться предложение, содержащее иные имеющие значение для подготовки проекта сведения - какие.
Также не представляется возможным определить, что должно быть представлено на эскизах, рисунках и чертежах, каким образом комиссией Заказчика будет устанавливаться взаимосвязь с поставленными целями и задачами.
Заказчиком в порядке оценки указано, что "информация о предложенных свойствах описания объекта закупки не имеет требований к итоговым показателям отчета, а также проектов внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки".
Если информация не имеет требований к итоговым показателям, возможно, она относится к промежуточным требованиям - каким, Заказчиком не указано.
Данная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф08-3229/2023 по делу N А63-11792/2022:
"Отсутствие порядка присвоения баллов, отсутствие описания конкретных показателей по критерию "качественные характеристики", по которым комиссия оценивает предложения фактически предполагает присвоение таких баллов на усмотрении комиссии, что противоречит принципам, предусмотренным статьями 7 и 8 Закона о контрактной системе и пунктам 16, 17 Положения об оценке, на которых основывается проведение конкурса".
"Суды _ правильно указали на отсутствие прозрачного порядка оценки, позволяющего объективно оценить предложение участника закупки, а также на то, что используемые заказчиком термины, определяющие присвоение баллов, являются субъективными, и оценка по такому показателю будет целиком зависеть от мнения членов конкурсной комиссии, а не от предложения лучших условий исполнения контракта".
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 декабря 2019 г. по делу N А44-4987/2018, постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2020 г. по делу N А44-1882/2020, а также решениях Центрального аппарата и территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы России.
Заявитель указывает, что значительная часть данных, необходимых для подготовки предложения по всем установленным в разделе 3 Порядка оценки пунктам, может либо отсутствовать в открытых источниках, либо являться неактуальной (на дату размещения извещения). Однотипные данные могут быть размещены в разных открытых источниках и не соответствовать друг другу.
Следовательно, необходимые данные для подготовки корректного предложения могут быть получены только на основании официального запроса в соответствующий орган (некоторые за плату), что также следует из Описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 10 описания объекта закупки "для выполнения работы Подрядчик готовит или приобретает следующие исходные материалы:
материалы топографо-геодезической подосновы соответствующих масштабов для территории муниципального образования;
кадастровые планы территории (КПТ) всех кадастровых кварталов или иную информацию о границах участков, зарегистрированных в земельном кадастре, их категории земель и разрешенном виде использования, датируемые на момент проектирования;
проекты лесоустройства;
сведения о прохождении трасс магистральных и местных инженерных сетей, объектов инженерной инфраструктуры;
сведения об объектах культурного наследия;
сведения о границах зон залегания месторождений полезных ископаемых.
Материалы исходной информации для разработки проектов должны содержать:
сведения об изученности объекта территориального планирования (охват его территории материалами изысканий различного масштаба, направленности и давности их создания или обновления; наличие архивных, исторических, литературных источников и т.д.);
актуальные данные о демографической ситуации и занятости населения;
сведения о социальной, транспортной, инженерной и производственной инфраструктурах, строительной базе;
сведения об инвестиционных проектах;
материалы государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости);
иная информация, необходимая для подготовки проектов.
Для получения исходных материалов, данных, документов и сведений Подрядчик обращается в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, организации и ведомства.
Для качественного выполнения работ Подрядчик за свой счет приобретает недостающие материалы, документы и сведения".
Таким образом, отдельные исходные данные, необходимые для подготовки градостроительной документации и предложений, оцениваемых по показателю "качественные характеристики объекта закупки", могут быть получены только после заключения контракта на этапе сбора исходных данных и выполнения научно-исследовательских работ (1 этап работ).
Так, для целей подготовки картографических материалов в системе координат МСК-23 в составе предложения участникам закупки необходимы "материалы топографо-геодезической подосновы соответствующих масштабов для территории муниципального образования и кадастровые планы территории (КПТ) всех кадастровых кварталов или иную информацию о границах участков, зарегистрированных в земельном кадастре, их категории земель и разрешенном виде использования" (то есть те данные, которые "готовятся" или "приобретаются" Подрядчиком после заключения контракта (пункт 10 Описания объекта закупки).
Вместе с тем недопустимо в рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" оценивать данные, которые могут быть получены только после сбора и анализа всех необходимых исходных данных, как имеющихся в открытом доступе, так и полученных разработчиком от Заказчика и третьих лиц после заключения контракта, и в ходе выполнения научно-исследовательских работ.
Такой порядок оценки является субъективным, что не отвечает принципу определенности и однозначности, может повлечь необъективное присвоение баллов и позволяет конкурсной комиссии по своему субъективному усмотрению определять победителя торгов.
Установление субъективного порядка оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является нарушением п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, пунктов 22 и 23 Положения.
Уполномоченным органом представлены пояснения, где в отношении ранее установленного требования к участникам о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности в составе создание и (ши) обновление государственных топографических карт ши государственных топографических планов, поясняет следующее.
Заказчик в разъяснении на запрос положений извещения от 19.09.2023 обосновал, что требование к наличию лицензии, в части "установления и изменения границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории", необходимо, так как часть выполняемых по контракту работ отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Также в данных разъяснениях Заказчик пояснил, что "Отдельные положения конкурсной документации будут уточнены".
После уточнения и согласования специалистом Заказчика требований к наличию лицензии, в извещение N 0318300028423000200 28.08.2023 было внесено изменение в части исключения из требований лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности в составе создание и (ши) обновление государственных топографических карт ши государственных топографических планов.
В новой редакции установлено требование в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
"Наличие лицензии на выполнение лицензируемых видов работ у Исполнителя: - лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности в составе: - установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности").
Требование к подтверждающему документу.
Выписка из реестра лицензий или лицензии (или копии лицензии) или сведения о записи в реестре лицензий, подтверждающие наличие права на выполнение лицензируемых видов работ у Исполнителя: - лицензия на осуществление геодезической и картографической деятельности в составе: - установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.".
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и Город" обоснованной в части нарушения п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО Динской район "Градостроительно-имущественный центр" нарушение п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ МО Динской район "Градостроительно-имущественный центр", уполномоченному органу - администрации МО Динской район (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 сентября 2023 г. N 1025/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023