Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГУ МЧС России по КК, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АВЕРС" по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка котельно - печного топлива (дизельное топливо), для нужд Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю" (извещение: N 0118100005723000034),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГУ МЧС России по КК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "АВЕРС" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка котельно - печного топлива (дизельное топливо), для нужд Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю" (извещение: N 0118100005723000034).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.07.2023 NИЭА1 ООО "АВЕРС" признано победителем закупки.
17.07.2023 между ГУ МЧС России по КК и ООО "АВЕРС" заключен контракт на сумму 1 512 154,85 рублей.
18.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "АВЕРС";
- адрес: 353320, г. Абинск, ул. Комсомольская, д. 70, пом. 22;
- ИНН: 2376003302, КПП: 237601001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГУ МЧС России по КК проводился электронный аукцион: "Поставка котельно - печного топлива (дизельное топливо), для нужд Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю" (извещение: N 0118100005723000034).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.07.2023 NИЭА1 ООО "АВЕРС" признано победителем закупки.
17.07.2023 между ГУ МЧС России по КК и ООО "АВЕРС" заключен контракт на сумму 1 512 154,85 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим государственным контрактом осуществить поставку котельно - печного топлива (дизельное топливо), для нужд Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (далее Товар), а Заказчик принять и оплатить Товар.
В соответствии с п. 1.3 контракта поставка товара осуществляется в течение 40 календарных дней с даты заключения настоящего контракта.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "АВЕРС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Обязательства, предусмотренные контрактом, Поставщиком не исполнены.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.8.1 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.09.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ООО "АВЕРС", 11 августа 2023 года от Поставщика в адрес Заказчика направлено письмо исх. N 26, в котором ООО "Аверс" сообщило, что с даты заключения Контракта по настоящее время произошло значительное повышение цены на топливо на 46 %.
ООО "Аверс" уведомило Заказчика указанным письмом, что данная ситуация не зависит от Поставщика и выполнение Контракта приведет к значительным убыткам со стороны Поставщика и просило Заказчика расторгнуть государственный контракт по соглашению Сторон.
30 август 2023 г. ООО "Аверс" повторно направило в адрес ГУ МЧС России но Краснодарскому краю письмо с исх. N 58, в котором сослалось на обстоятельства, отраженные в письме от 11.08.2023 г. исх. N 26.
Поставщик указал, на рынке нефтепродуктов Краснодарского края образовался острый дефицит дизельного топлива в связи со значительным повышением цены.
ООО "Аверс" в подтверждение информации, изложенной в письме от 30.08.2023 представлены документы, которые получены по запросу ООО "Аверс" у оптовых продавцов/поставщиков топлива:
- копия ответа от 25.08.2023 г., в котором ООО ТД "Стандарт Сервис" по запросу ООО "Аверс" сообщило, -что на текущий, момент наблюдается дефицит дизельного Топлива из-за возникновения сложностей на фоне высокой загруженности ЖД в южном направлении. Предполагаемая цена 85 000 - 86 000 руб. за тонну.
- копия ответа от 25.08.2023 г., исх. N 64, в котором ООО "Малютка" по запросу ООО "Аверс" сообщило, что ООО "Малютка" не имеет возможности отгрузить в адрес ООО "Аверс" дизельное топливо, так как наблюдается дефицит дизельного топлива из-за возникновения сложностей на фоне высокой загруженности ЖД в южном направлении. Предполагаемая цена отпуска 85 000 - 86 000 руб. за тонну. По факту прибытия цистерн на нефтебазу -ООО "МалЮтка" сообщит дополнительно.
- копия ответа от 25.08.2023 г. Исх. N 11, в котором ООО "Арсенал" уведомляет о невозможности поставки топлива в связи с дефицитом в Краснодарском крае, задержка поставок топлива на юг России связана с загрузкой ЖД путей.
- копия ответа от 25.08.2023 г. N 29, в котором ООО "Авангард" сообщило, что в связи со сложностями поставки топлива в южном направлении происходит нарушение ритмичности поставок наблюдается дефицит дизельного топлива. Увеличиваются сроки доставки нефтепродуктов по железным дорогам на фоне их перегрузки, сезонным спросом и ремонтами НПЗ. В следствии чего поставить дизельное топливо не представляется возможным.
- копия уведомления от 28.08.2023 г. Исх. N 2808/02, в котором ООО "ИНТРАСТ" сообщало, что в связи со сложившимся дефицитом дизельного топлива ЕВРО в нашем регионе (Краснодарский край), вынуждены отказаться от поставки в адрес ООО "Аверс" заявленной продукции. В случае улучшения ситуации с - поставками нормализации объемов, ООО "ИНТРАСТ" уведомит заблаговременно.
- копия коммерческого предложения от 28.08.2023 г. исх. N 27, в котором ООО "ТРЕЙД-ЮГ" сообщало следующее: ориентировочная стоимость дизельного топлива Евро, лешего сорта С, экологического класса К5 марки ДТ-Л-К5 по ГОСТ 52511 - 2013 составляет 95 000 руб. за 1 тонну в т.ч. НДС. Однако, предложение является информационным так, как нефтепродуктов на данный момент к отпуску нет в связи с перебоями в поставках. В связи с чем заявки принимаются на рассмотрение на октябрь 2023 г.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, учитывая тот факт, что в связи с резким подорожанием топлива и последующим дефицитом, надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, Комиссия Краснодарского УФАС не усматривает в действиях ООО "АВЕРС" факт намеренного уклонения от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГУ МЧС России по КК в отношении ООО "АВЕРС" (353320, г. Абинск, ул. Комсомольская, д. 70, пом. 22; ИНН: 2376003302, КПП: 237601001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 октября 2023 г. N РНП-23-830/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023