Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Максмедтех" Венцлавовича Е.В. (доверенность от 03.07.2023 N8ГД) и присутствии представителя государственного заказчика ФГБОУ ВО "Астраханский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ Элиас Е.В. (доверенность от 21.9.2023 N01-16/43), рассмотрев жалобу ООО "Максмедтех" на действия государственного заказчика ФГБОУ ВО "Астраханский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку медицинских изделий: Передвижной аппарат для ультразвуковых исследований с набором датчиков (номер извещения: 0325100013723000022), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.09.2023 поступила жалоба ООО "Максмедтех" (далее также Заявитель) на действия государственного заказчика ФГБОУ ВО "Астраханский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ (далее также - Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на поставку медицинских изделий: Передвижной аппарат для ультразвуковых исследований с набором датчиков (номер извещения: 0325100013723000022) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
21.09.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком при формировании извещения не использован код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Комиссия считает данный довод Заявителя обоснованным ввиду следующего.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно в том числе такой электронный документ как: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчик в файле "Описание объекта закупки" утвердил техническое задание, согласно которому ему необходим к поставке портативный ручной комплект изделий с питанием от батарей, со следующим областями его применения:
Наименование характеристики , единица измерения |
Значение характеристики |
Обоснованием применения дополнительных функциональных и качественных характеристик |
Абдоминальные исследования |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Акушерство и гинекология |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Исследования сосудов |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Кардиология |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Маммология |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Неврология |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Поверхностные органы и системы |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Скелетно-мышечная система |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Травматология и ортопедия |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Урология |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.1 |
Класс |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.3, п.5.1 |
Конструктивное исполнение |
Наличие |
ГОСТ Р 56331-2014 п.6.1.4, п.5.2 |
Так, при описании объекта закупки заказчиком использована позиция КТРУ 26.60.12.132-00000017 "Система исследования сосудов ультразвуковая неинвазивная, с питанием от батареи". В справочной информации позиции КТРУ 26.60.12.132-00000017 указан следующие код и описание по номенклатурной классификации медицинских изделий по видам (далее - НКМИ) 296570 "Система исследования сосудов ультразвуковая неинвазивная, с питанием от батареи".
В соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 2020 г. N1379н "Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" НКМИ 296570 относится к позиции 29 Перечня "Ультразвуковой аппарат для исследования сердца и сосудов (передвижной)".
Таким образом, примененный Заказчиком код КТРУ 26.60.12.132-00000017, который подразумевает исследования только в области сердечно-сосудистой системы, что в свою очередь, противоречит установленным Заказчиком в "Описании объекта закупки" областям применения такого оборудования.
Следует отметить, что закупаемый заказчиком вид оборудования присутствует в каталоге товаров, работ и услуг в категории "Аппараты ультразвукового сканирования" код позиции КТРУ 26.60.12.132.
Данная позиция включает в себя код КТРУ 26.60.12.132-00000037 - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети, которую, по мнению Комиссии, и должен был применить Заказчик.
Следует отметить, что по позиции, примененной Заказчиком - 26.60.12.132-00000011, характеристики вовсе отсутствуют.
Сопоставив описание позиции для универсальных систем ультразвуковой визуализации и характеристики, установленные Заказчиком к закупаемому товару, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости применения Заказчиком кода КТРУ для универсальной системы ультразвуковой визуализации, поскольку описание объекта закупки устанавливает необходимость проведения исследований не только в области сердечно-сосудистой системы.
Также в данной закупке были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил N 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
При этом в силу частей 5, 6 Правил N 145 заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако пункты 5а и 5б Правил N 145 ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил N 145 следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил N 145, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил N145, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Таким образом действия субъектов контроля, установивших в документации об аукционе ограничение допуска, предусмотренные Постановлением N 878, при этом не применивших позицию КТРУ и установивших дополнительные характеристики товара, не соответствуют положениям законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае, Заказчик устанавливает ограничение согласно Постановлению N878, при этом не использует имеющийся код позиции КТРУ и указывает дополнительные характеристики, которые не установлены в позиции КТРУ, соответствующей предмету закупки.
Кроме того, учитывая допущенные Заказчиком нарушения Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок, довод Заявителя о том, что в описание объекта закупки допущены расхождения при установлении характеристик к поставляемому товару признается обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования, установленные частью 6 статьи 23, частью 3 статьи 7, пунктом 5 части 1 статьи 42, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Максмедтех" на действия государственного заказчика ФГБОУ ВО "Астраханский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку медицинских изделий: Передвижной аппарат для ультразвуковых исследований с набором датчиков (номер извещения: 0325100013723000022) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФГБОУ ВО "Астраханский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ нарушившим часть 6 статьи 23, часть 3 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку медицинских изделий: Передвижной аппарат для ультразвуковых исследований с набором датчиков (номер извещения: 0325100013723000022).
3. Выдать ФГБОУ ВО "Астраханский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения РФ предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку медицинских изделий: Передвижной аппарат для ультразвуковых исследований с набором датчиков (номер извещения: 0325100013723000022) .
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 сентября 2023 г. N 030/06/42-997/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023