Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Подрядчика - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - МКУ "Управление коммунального хозяйства, благоустройства и технического обеспечения" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта N 0190300001323000239 от 03.04.2023 на реконструкцию детской игровой площадки, расположенной в районе д. 11 ул. Новая п. Пуровск, цена контракта - 4 474 948,00 рублей, (извещение N 0190300001323000239), с ИП Иванова А.А. (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.09.2023 следует, что 03 апреля 2023 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", между МКУ "Управление коммунального хозяйства, благоустройства и технического обеспечения" (далее - Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Ивановой Антониной Алексеевной (далее - Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 0190300001323000239 на выполнение реконструкции детской игровой площадки, расположенной в районе д. 11 ул. Новая п. Пуровск (далее - Контракт).
В соответствии с п. 3.1 Контракта, Подрядчик обязан выполнить работы до 31 августа 2023 года.
Вместе с тем, по состоянию на 04 сентября 2023 года Подрядчик к выполнению работ не приступил.
Согласно п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, Подрядчик, не исполняя принятые на себя обязательства, существенным образом нарушает условия Контракта в части срока выполнения работ.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 11.4 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 26.09.2023 NММ/2758/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-708/2023 (далее - пояснение).
Из пояснения следует, что, согласно техническому заданию к муниципальному контракту N0190300001323000239 от 03.04.2023 г. на реконструкцию детской игровой площадки, расположенной в районе д. 11 ул. Новая, п. Пуровск, помимо поставки и монтажа МАФ также включены следующие строительно-монтажные работы:
1. Демонтаж существующих конструкций и оборудования детской площадки;
2. Подготовка основания детской площадки;
3. Монтаж элементов детской игровой площадки;
4. Монтаж малых архитектурных форм;
5. Монтаж ограждения по периметру детской площадки;
6. Укладка травмобезопасного покрытия на площади 320 м2;
7. Установка информационных щитов с правилами пользования детской игровой площадкой.
Так как ранее ИП Иванова А.А. не выполняла контракты, включающие работы по подготовке строительных площадок, а именно: подготовка оснований детских площадок, укладка травмобезопасного покрытия, то опыт СМР отсутствовал. Для выполнения работ планировалось привлечь субподрядные организации для подготовки площадки и для укладки травмобезопасного покрытия. Были получены коммерческие предложения от контрагентов на выполнение указанных работ, но стоимость работ и необходимость предоплаты за работы оказались невыполнимы. Для выполнения монтажных работ также предполагалось найти субподрядчика на месте, но договоренности не были достигнуты.
При стоимости контракта 4 474 948,00 руб. расходы на основные ТМЦ для производства МАФ составили 1 450 000 руб. На СМР и монтажные работы изначально было получено коммерческое предложение на 2 260 000 руб. Но впоследствии договор не был заключен и пришлось искать другого субподрядчика на выполнение СМР на объекте.
Были получены коммерческие предложения на выполнение СМР и монтажных работ от 3 600 000 до 3 835 000 руб. Такие расходы не были предусмотрены Подрядчиком. Договор на СМР и монтаж не был заключен.
За период с апреля 2023 г. была разработана документация на МАФ согласно ТЗ, из собственных средств производилась закупка материалов, выполнялись столярные, сварочные, малярные, сборочные работы. Фото фиксация произведенных конструкций прилагается. Но в связи с отсутствием договоренности с субподрядной организацией, на выполнение СМР и монтажных работ, изготовленные конструкции не были отгружены Заказчику.
Подрядчик утверждает, что готов отгрузить продукцию на объект в течение 14 дней.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.11.3 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
03.04.2023 - между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 0190300001323000239 (далее - Контракт).
04.09.2023 - принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.09.2023 - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 163 от 04.09.2023 размещено в Единой информационной системе.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 26.09.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено, что контракт заключен 03.04.2023 на реконструкцию детской игровой площадки. Сроки выполнения работ по Контракту: с момента заключения контракта по 31 августа 2023 года.
Комиссия обратила внимание, что на момент рассмотрения материалов дела, Подрядчиком была разработана документация на МАФ согласно ТЗ и изготовлены детские игровые комплексы, предусмотренные Контрактом. Что может свидетельствовать о подготовки выполнения контракта.
Комиссия Ямало-Ненецкое УФАС России считает, что вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Подрядчика при исполнении контракта.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта), представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта в виде неустойки (штраф, пеня), что является инструментом воздействия на исполнителя при неоказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков как не добросовестность, злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России учитывает тот факт, что ранее обращений о включении ИП Иванова А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Ямало-Ненецкое УФАС России не поступало.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Иванова А.А. представленную МКУ "Управление коммунального хозяйства, благоустройства и технического обеспечения" по факту одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта N 0190300001323000239 от 03.04.2023 на реконструкцию детской игровой площадки, расположенной в районе д. 11 ул. Новая п. Пуровск, цена контракта - 4 474 948,00 рублей, (извещение N 0190300001323000239), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 сентября 2023 г. N 089/10/104-708/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023