Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии:
Представителя Заказчика, по доверенности;
Представителя Исполнителя, по доверенности;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи, направленное Заказчиком - МБУ ДО "Спортивная школа "Муравленко" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 10-21/ЭА от 01.11.2021 на выполнение работ на оказание услуг по техническому обслуживанию и контролю работы бассейнов МБУ "СШ "Муравленко", цена контракта 4 315 200,00 рублей, (извещение N 0190300004621000290), с ИП Журавель В.А. (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 11.09.2023 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта (N 0190300004621000290 от 19.10.2021) заключили гражданско-правовой договор от 01.11.2021 N 10-21/ЭА (далее-Договор) на оказание услуг по техническому обслуживанию и контролю работы бассейнов на объектах Заказчика (далее - услуги).
В соответствии с пунктом 1.1. Договора Исполнитель принял на себя обязательства в установленный Договором срок оказывать услуги по техническому обслуживанию и контролю работы бассейнов на объектах Заказчика, а Заказчик в свою очередь принял на себя обязательства по оплате оказанных услуг в соответствии с условиями настоящего Договора. Сроки оказания услуг: с 01 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.
В ходе исполнения Договора Заказчиком неоднократно выявлялись факты ненадлежащего исполнения Договора со стороны Исполнителя, а именно:
Дно чаши бассейнов постоянно находились в загрязнённом состоянии; на блоке управления гидромассажем в терапевтической ванне, на бортах спортивного бассейна, а также на лестницах и поручнях присутствовали сильные известковые отложения. Кроме того, в ходе слива воды из чаши спортивного плавательного бассейна произошел перелив сточной емкости, что привело к затоплению технического подполья, тем самым нанеся значительный ущерб порчи имущества Заказчика.
Согласно показаний тестера фотометра уровень свободного хлора в воде чаши бассейна и в купели сауны занижен более чем в 50 раз. В результате недобросовестного исполнения взятых на себя Исполнителем обязанностей был сорван процесс по проведению акции "Научись плавать" в августе месяце (приказ от 25.07.2023 N 393-од "О проведении акции "Научись плавать") и предоставление платных услуг населению города.
Указанные нарушение условий Договора подтверждаются актами проверок комиссией Заказчика от 05, 10, 18, 20, 25, 31 июля, и 07, 16, 29, 31 августа 2023 года, претензиями от 02.08.2023 N279, от 08.09.2023 N 342, фотографиями и заключениями проведения экспертизы заказчиком от 02.08.2023 и 06.09.2023.
В адрес Исполнителя неоднократно направлялись требования (акты проверки оказания услуг) об устранении замечаний.
Требования Заказчика, об устранении замечаний, оставались без удовлетворения.
Таким образом Исполнителем были существенно нарушены взятые на себя обязательства, предусмотренные Договором.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 27.09.2023 NММ/2780/23, представил ответ по делу N 089/10/104-715/2023 (далее - пояснения).
Из пояснения следует, что Исполнитель с причинами расторжения не согласен. Считает их обоснование Заказчиком не верно истолкованными, а их возникновение следствие действий, бездействий, некомпетентности и халатности со стороны Заказчика.
Причина расторжения: Дно чаши бассейнов постоянно находились в загрязнённом состоянии.
Обоснование Заказчика: Причина расторжения - "Дно чаши бассейнов постоянно находились в загрязнённом состоянии" - противоречит подписанным ежемесячным актам и свободный допуск посетителей в бассейны. Заказчик вводит в заблуждение формулировкой. Не понятно о каком этапе исполнения обязательств по контракту идёт речь. Все замечания устранялись в течении менее чем 2 часа согласно техническому заданию.
С 2 августа по 7 сентября у Заказчика отсутствовало отопление, а с 8 сентября Заказчик решил трудности с отоплением и бассейн был открыт для посетителей и закрыл доступ в здание Исполнителю с 11 сентября, в связи с расторжением контракта.
Согласно техническому заданию п.4 "Исполнитель обязан своевременно уведомить Заказчика о необходимости замены морально и физически устаревшего оборудования, а также отдельных деталей, дальнейшая эксплуатация которых не обеспечивает безопасную и бесперебойную работу бассейна, путем составления письменного заключения"
До июля 2023 года у Заказчика не было претензий (замечаний) к качеству оказываемых услуг. Причиной написания претензий послужили не нарушения условий оказания услуг со стороны Исполнителя - все замечания решались ранее в рабочем порядке, а то, что Заказчику не понравились уведомления, направленные Заказчику 20 июня 2023 года. В этих уведомлениях представлены технические заключения на оборудование системы водоподготовки.
Заказчик, оставив без ответа уведомления о техническом состоянии оборудования Заказчик нарушил пункты технического задания к договору о требованиях к качеству воды и безопасности при оказании услуг населению посещающих бассейны, создал риски при явных нарушениях технологического процесса при подготовке воды для бассейнов. Та же создал трудности Исполнителю в рамках контракта, так как при неисправном оборудовании невозможно гарантировать качество воды, в том числе чистоту поверхности чаши бассейнов.
Причина расторжения: На блоке управления гидромассажем в терапевтической ванне, на бортах спортивного бассейна, а также на лестницах и поручнях присутствовали сильные известковые отложения.
Обоснование: Заказчик препятствовал выполнению условий договора.
Блок управления гидромассажем в терапевтической ванне не обслуживается нами по контракту. Известковые отложения устранены в течении 30 минут.
19 июня 2023 Заказчик составил акт проверки оказания услуг при этом, согласно этому акту, Заказчик, при необходимости, письменно или устно уведомляет Исполнителя о необходимости проведения чистки чаши бассейна и в обязательном порядке 1 раз в неделю, что и выполнялось.
Когда поступали заявки о необходимости чистить бассейн, Исполнитель неукоснительно выполнял их.
С актом ознакомился и согласно договора п 4.8.8, информировал Заказчика о сложностях, возникающих при исполнении Договора, а именно, в акте дописал от руки, что: "С целью достижения поставленных задач по качеству чаши бассейнов необходимо восстановить доступ в здание во время отсутствия посетителей, как было ранее с 2017 года по 2023 год. Ранее доступ был у бывшего сотрудника". В доступе Заказчиком отказано.
Причиной несвоевременной чистки бортов бассейна, послужили ограничения Заказчика к допуску в здание в отсутствие посетителей. Так же Заказчик перестал ставить отметки в журналах с 6 июля, вопреки требованиям договора п. 3.4.7, прекратил осуществлять приемку работ, подтверждая это подписью в "Журнале регистрации работ по ТО и Р".
От выполнения заявок Исполнитель не отказывался, но от Заказчика заявки о необходимости чистки чаши бассейна в выделенное время (согласно требованиям) не поступали, а составлялись претензии.
Тем не менее, вопреки сложностям созданным со стороны Заказчика, чаши бассейна чистились по возможности при отсутствии посетителей. Имеются фото Журналов, доказывающие подтверждения Заказчиком чистки бассейнов.
Примечание: в дневное время между посещениями бассейнов посетителями ручная чистка чаши бассейна небезопасна, так как фракции водорослей будут не на дне бассейна, а распределены в воде, что нарушает требования Договора п 4.4.7. Для правильной чистки и выполнялись работы в ночное время, до запрета Заказчиком выполнять работы в ночное время.
Причина расторжения: в ходе слива воды из чаши спортивного плавательного бассейна произошёл перелив сточной емкости, что привело к затоплению технического подполья, тем самым нанеся значительный ущерб порчи имущества Заказчика.
Обоснование: Заказчик не обеспечил работоспособность системы водо-откачки воды.
18 июля 2023 г. от Заказчика поступила письмо с указание слива воды с чаши бассейна - 412 м3 сточная ёмкость, которая находится в техническом подполье, не является подконтрольным мне оборудованием. За эксплуатацию данного оборудования отвечает Заказчик. Причины перелива воды в сточной ёмкости мне не известны.
Причина расторжения: Согласно показаний тестера фотометра уровень свободного хлора в воде чаши бассейна и в купели сауны занижен более чем в 50 раз.
Обоснование: Заказчик неправильно проводил свои замеры.
Показания хлора контролировалось ежедневно и записывались в журнал. Заказчик с 14 июля 2023 года, вопреки требованиям договора п. 3.4.7, прекратил осуществлять приемку работ, подтверждая это подписью в "Журнале регистрации работ по ТО и Р".
14 июля Заказчик изъял журнал у администратора, где находятся все журналы подрядных организация, не уведомив об этом Исполнителя. В связи с чем пришлось показания фотоколориметра фиксировать на фото с геолокацией.
В августе месяце Заказчиком был куплен новый прибор для измерения хлора, но пользоваться им не научился. В недостоверности своих измерений Заказчик убедился, когда Исполнитель им показал, как правильно проводить замеры. Изменив метод забора пробы воды в бассейне их прибор показал не нулевые значения хлора, а в пределах допустимых 0.4 мг/литр. После чего Заказчик мог бы открыть сезон для посещения бассейна, но вода была холодной из-за отсутствия центрального отопления и неисправного автономного электрокотла.
Нулевые значения хлора были кратковременно по другому адресу - Ленина 37, но посещений ещё не было так как вода была холодная. До открытия бассейна для посетителей, значения хлора были восстановлены в течении 2 дней, до посещения посетителей.
Причина расторжения: Сорван процесс по проведению акции "Научись плавать" в августе месяце (приказ от 25.07.2023 N 393-од).
Обоснование: Заказчик приводит недостоверную информацию.
Приказ, на который ссылается Заказчик внутренний документ и на 25 июля воды бассейне ещё не было. Только с 8 Сентября Заказчик решил трудности с отоплением и бассейн был открыт для посетителей.
Исполнитель представил период, в который не по вине Исполнителя посещение терапевтическая ванны и спортивного плавательного бассейна было невозможно, а по причине отсутствия отопления в здании. Температура воды была ниже допустимых значений.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.8.7 Контракта настоящий контракт расторгается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
01.11.2021 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N 10-21/ЭА (далее - Контракт).
12.09.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
25.09.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 25.09.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что государственный контракта N 10-21/ЭА от 01.11.2021 на выполнение работ на оказание услуг по техническому обслуживанию и контролю работы бассейнов МБУ "СШ "Муравленко", цена контракта 4 315 200,00 рублей, (извещение N 0190300004621000290), заключен 01.11.2021.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что по состоянию на 12.09.2023 обязательства Исполнителем не исполняются.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлены.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
На заседании комиссии Исполнитель сообщил об устроении замечаний Заказчика, что подтверждается фотоматериалами.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Журавель В.А в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Журавель В.А представленную Заказчиком - МБУ ДО "Спортивная школа "Муравленко" г. Муравленко по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 10-21/ЭА от 01.11.2021 на выполнение работ на оказание услуг по техническому обслуживанию и контролю работы бассейнов МБУ "СШ "Муравленко", цена контракта 4 315 200,00 рублей, (извещение N 0190300004621000290), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 октября 2023 г. N 089/10/104-404/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023