Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителей по доверенности;
От Исполнителя - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойский многопрофильный колледж" (ИНН 8904012815) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 03-НУРМК/2023 от 26.12.2022 на оказание охранных услуг, цена контракта - 4 623 865,26 рублей, (извещение N 0190200000322014147), с ООО ЧОО "Цитадель" (ИНН 0277923760) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 13.09.2023 N 1373 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что 26 декабря 2023 г. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойский многопрофильный колледж", именуемое далее "Заказчик", и ООО ЧОО "Цитадель", именуемое далее "Исполнитель", заключили государственный контракт N 03-НУРМК/2023 на оказание охранных услуг, на основании результатов осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме, протокол от "14" декабря 2022 г. N 0190200000322014147 (далее Контракт).
В соответствии с п.1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги:
- Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
- Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
- Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
- Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Согласно п. 2.1.1 контракта Исполнитель обязан оказать услуги Заказчику лично, согласно Спецификации и Техническому заданию.
В соответствии с п. 3.3. (Технические требования) Приложения N 2 к Контракту N 03-НУРМК/2023 от 26.12.2022 г. стационарный круглосуточный пост охраны комплектуется из расчета и времени:
1. Две смены в сутки с 08 ч. 00 мин. до 20 ч. 00 мин. и с 20 ч.00 мин до 08 ч. 00 мин. следующего дня.
2. Количество охранников - 2 (два) человека в смену.
Дневной пост охраны комплектуется из расчета и времени:
1. Одна смена в сутки с 08ч.00 мин до 20ч.00 мин. - ежедневно.
2. Количество охранников - 1 (один) в смену
Численность охранников, задействованных на объекте не менее 3 человек согласно графика дежурства, разрабатываемого Исполнителем и согласованного с Заказчиком.
График дежурства предоставляется для согласования Заказчику не позднее 25 числа отчетного месяца.
Количество работников в графике дежурства должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 (Технические требования) Приложения N 2 к Контракту N 03- НУРМК 2023 от 26.12.2022 г. недопустимо несение службы охранником более 24 часов подряд на объекте без смены. Исполнитель должен обеспечить круглосуточно работу сотрудников охраны (охранника) в соответствии с требованиями раздела 1 настоящего технического задания.
По состоянию на 13.09.2023 года Исполнителем неоднократно нарушаются условия предоставления услуг, а именно: предоставление услуг ненадлежащего качества в виде отсутствия необходимого количества сотрудников Исполнителя на объектах Заказчика, при которых невозможно гарантировать обеспечение необходимой безопасности обучающихся, сотрудников колледжа, а также сохранности имущества.
Указанные нарушения подтверждаются претензиями размещенными в Единой информационной системе в сфере закупок N 628 от 18.04.2023 года и б/н от 07.09.2023 года
В связи с вышеизложенным на основании п. п. 1 .2 ст. 523 ГК РФ. ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. п. 114 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 28.09.2023 N АД/2790/23, представил ответ по делу N 089/10/104-716/2023 (далее - пояснения).
Между ООО ЧОО "Цитадель", в качестве Исполнителя, и Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойский многопрофильный колледж", в качестве Заказчика, заключен Контракт N 03-НУРМК/2023 на оказание охранных услуг.
Согласно п.4.2 Контракта, оказание услуг осуществляется с соблюдением трудового законодательства Российской Федерации в части обеспечения требований по нормам выработки, режиму работы, сменности, условиям отдыха.
Согласно п. 5.1 Контракта, цена контракта составляет 4 623 865 (Четыре миллиона шестьсот двадцать три тысячи восемьсот шестьдесят пять) рублей 26 копеек, указанная сумма не облагается НДС в соответствии со ст. 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.5.2 Контракта, цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта и не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Из пояснения следует, что в настоящее время, в связи с существенным повышением минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и затруднительностью подбора сотрудников охраны при текущей цене договора, ООО ЧОО Цитадель утратило возможность продолжать оказание услуг охраны по договору, в связи с чем направило Заказчику 04.09.2023 с сопроводительным письмом соглашение о расторжении Контракта N 03-НУРМК/2023 на оказание охранных услуг с 01 октября 2023 г., что в период с 04.09.2023 по 01.10.2023 ООО ЧОО "Цитадель" добросовестно продолжало оказывать услуги охраны по Контракту N 03-НУРМК/2023 на оказание охранных услуг.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.4. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
26.12.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключили государственный контракт N 03-НУРМК/2023 (далее - Контракт).
13.09.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.09.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 13.09.2023 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 26.09.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 26.09.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Из представленных материалов Заказчиком, Комиссия установила, что Заказчик 18.04.2023 отправил Исполнителю претензию о грубых нарушениях контракта: количественный состав сотрудников ООО ЧОО "Цитадель" не соответствует условиям контракта, не представлен список сотрудников, не представлены сертификаты о вакцинации, не представлен график дежурства сотрудников ООО ЧОО "Цитадель" и необходимая служебная документация.
В ответ Исполнитель 27.04.2023 направил письмо, где сообщил, что приняты меры по увеличению штата сотрудников и устранению нарушений контракта.
27.04.2023 Заказчиком составлен Акт о нарушении обязательств по контракту с теми же нарушениями которые были перечислены в Претензии.
04.09.2023, 05.09.2023, 06.09.2023, 07.09.2023, 08.09.2023 были составлены Акты о нарушении обязательств по Контракту. Количественный состав сотрудников ООО "Цитадель" не соответствует условиям контракта.
Заказчик 07.09.2023 повторно отправил Исполнителю претензию о грубых нарушениях контракта. Количественный состав сотрудников ООО "Цитадель" не соответствует условиям контракта.
На заседании Комиссии Исполнитель данные нарушения не отрицает и утверждает, что дальнейшее выполнение Контракта невозможно в связи отсутствием сотрудников, доказательств о принятых мерах для надлежащего исполнения условий контракта не представил.
Комиссия установила, что Исполнитель неоднократно нарушал условия Контракта, что Исполнитель не исполнял взятые на себя обязательства по оказанию охранных услуг.
Бездействие и неисполнение Исполнителем условий Контракта, обязательств поставили под угрозу устойчивое функционирование дошкольной образовательной организации, безопасное нахождение в образовательной организации детей, педагогов и иных лиц и привели к неисполнению образовательной организацией Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006.
Комиссия отмечает, что Исполнитель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Действия Исполнителя, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Исполнитель обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Исполнитель рассчитывал для своевременного их выполнения).
Таким образом, на момент заключения контракта Исполнитель не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении Исполнителя при исполнении Контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО ЧОО "Цитадель" (ИНН 0277923760), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Исламове Рустаме Абдумажитовиче (ИНН: 026832891560), членов коллегиального исполнительного органа Кускильдиной Насиме Абдрафиковне (ИНН: 562600105258) по обращению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Новоуренгойский многопрофильный колледж" (ИНН 8904012815) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 03-НУРМК/2023 от 26.12.2022 на оказание охранных услуг, цена контракта - 4 623 865,26 рублей, (извещение N 0190200000322014147), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО ЧОО "Цитадель" (ИНН 0277923760), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Исламове Рустаме Абдумажитовиче (ИНН: 026832891560), членов коллегиального исполнительного органа Кускильдиной Насиме Абдрафиковне (ИНН: 562600105258), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 октября 2023 г. N 089/10/104-716/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023