Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 18.09.2023 N 193/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Липецк Спецмонтраж Сервис" (далее - Комиссия), при участии представителя уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заявителя - ООО "Липецк Спецмонтаж Сервис", рассмотрев материалы дела N 031/06/106-659/2023 по жалобе ООО "Липецк Спецмонтаж Сервис" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу систем (системы пожаро-охранной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения нужд ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ" (закупка N 0826500000923006849) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Липецк Спецмонтаж Сервис" на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе заявитель указал, что в соответствии с извещением об осуществлении Электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по монтажу систем (системы пожаро - охранной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения нужд ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ".
По мнению заявителя, заказчик с целью обхода национального режима закупки на ряд позиций оборудования, поставляемого при производстве работ и, более того, упомянутого в описании объекта закупки в Ведомости объемов работ в разделе "Оборудование" необоснованно не установил требование о предоставлении наименования страны происхождения товара, что влечет невозможность использования национального режима, применения условий допуска, учета квоты нацрежима по поставляемому в рамках выполнения работ оборудованию, применения условий допуска либо других применимых режимов обращения товара в закупках в рамках контрактной системы.
В связи с вышеизложенным заявитель считает, что закупка осуществлена с нарушением требований части 3 статьи 14, части 15 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также неправомерно в закупке не применен национальный режим.
Уполномоченное учреждение ОГКУ "Центр закупок" представило возражение на жалобу ООО "Липецк Спецмонтаж Сервис", с доводами, изложенными в жалобе, не согласно просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, а также представили письменные пояснения по жалобе.
Представители уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в представленных возражениях на жалобу ООО "Липецк Спецмонтаж Сервис", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Липецк Спецмонтаж Сервис", возражения уполномоченного учреждения, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 14.09.2023 размещены извещение о проведении Электронного аукциона.
Объект закупки - выполнение работ по монтажу систем (системы пожаро - охранной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения нужд ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 950 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Липецк Спецмонтаж Сервис" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно письму Минэкономразвития России от 18 апреля 2016 года N Д28и-1033 заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки являются работы по монтажу системы пожаро - охранной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре. При этом заказчик самостоятельно определил код ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения, а именно: 43.21.10.140. Выполнение работ по монтажу систем (системы пожаро - охранной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения нужд ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ"
Работы, являющиеся объектом закупки, комплексные работы, обеспечивающие своевременное обнаружение в помещениях очага возгорания, а также подачу тревожных сигналов системам оповещения о пожаре и системам автоматического пожаротушения. Установка на объекте пожарной сигнализации позволит не допустить развития аварийной ситуации до критического уровня опасности, когда она уже не контролируется и начинает нести реальную угрозу для жизни людей, сохранности имущества, а также сохранности информационной базы хозяйствующего субъекта.
При выполнении указанного комплекса работ подрядчик обязан не только установить, но и настроить оборудование.
Кроме того, дробление закупки на две самостоятельные закупки (по выполнению работ и отдельно на поставку товара) является невозможным при осуществлении закупки единой системы пожаро - охранной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре по следующим основаниям.
К товарам, используемым при выполнении работ по монтажу, применяются разные условия национального режима.
Наименование товара |
Код ОКПД 2 |
Национальный режим |
Пульт контроля и управления С2000-М исп.02, Блок индикации с клавиатурой Сигнал-10 |
26.30.50.114 Приборы управления, приемно-контрольные и оповещатели охранные и охранно-пожарные |
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 (далее - ПП 878) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 126н (далее - Приказ N 126н)
|
Блок сигнально-пусковой (релейный блок), тип С2000-СП1 |
26.30.50.122 - Устройства сигнально-пусковые пожарные |
Приказ N 126н |
Контроллер двухпроводной линии с гальванической развязкой С2000-КДЛ-2И исп.01 |
26.30.50.113 Устройства сигнально-пусковые охранные и охранно-пожарные |
Приказ N 126н |
Источник питания резервированный Рип-12 исп.56 |
26.30.50.129 - Приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации прочие, не включенные в другие группировки |
Приказ N126н |
Устройство коммутационное УК-ВК исп.12 |
27.33.13.190 Устройства коммутационные и/или предохранительные для электрических цепей прочие, не включенные в другие группировки |
Приказ N126н |
Микрофонная консоль LPA-DUO-MIC |
26.40.41 Микрофоны и подставки для них |
ПП 878 Приказ N126н |
Аккумулятор герметичный свинцово-кислотный Delta DT 1218 |
27.20.22.000 - Аккумуляторы свинцовые, кроме используемых для запуска поршневых двигателей |
- |
Батарея аккумуляторная необслуживаемая, номинальным напряжением 12 В, емкость 26 А/ч |
27.20.23.190 - Батареи аккумуляторные прочие. |
Приказ N126н |
Извещатель пожарный дымовой ДИП-34А (ИП 212-34А) оптико-электронный адресно-аналоговый в комплекте с базой (розеткой) |
26.30.50.121 - Извещатели пожарные |
Приказ N126н |
Громкоговоритель настенный LPA-05W3 |
26.40.42.110 Громкоговорители |
постановление Правительства Российской Федерации N 617 от 30.04.2020
ПП 878 Приказ N126 |
Оповещатель охранно-пожарный световой (табло) Люкс-12 |
26.30.50.114 Приборы управления, приемно-контрольные и оповещатели охранные и охранно-пожарные |
ПП 878 Приказ N126н |
При этом, пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 установлено, что предметом одного контракта (одного лота) не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Аналогичные положения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 617 установлено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него.
Таким образом, поставка товара отдельными позициями не будет отвечать потребности заказчика и целям закупки, которые заключаются в создании целостной системы пожаро-охранной сигнализации и системы оповещения.
Частью 1 статьи 18 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) предусмотрено, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации включает:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
Часть 1 статьи 21 БК РФ предусматривает, что код классификации расходов бюджетов состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Белгородской области от 16.11.2007 N 162 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области" (далее - Закон о бюджете) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Белгородской области осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Белгородской области и муниципальных образований, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Белгородской области и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, должно происходить в очередном финансовом году (в очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 1 части 2 статьи 17 Закона о бюджете предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
На основании вышеуказанной нормы ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ" были получены бюджетные ассигнования на закупку выполнения работ по монтажу систем (системы пожаро - охранной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения нужд ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ".
При формировании заявки на закупку заказчиком в региональной информационной системе Белгородской области "АЦК-Госзаказ" отражается код вида расходов (КВР) и классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Анализ заявки на проведение закупки, поступившей от ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ", показал следующее (копия представлена в материалы дела).
В соответствии с пунктом 53.2.4.4 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок) по элементу вида расходов "244 Прочая закупка товаров, работ и услуг" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240, в том числе расходы на оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий.
В бюджетной строке также представлен КОСГУ 225.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 БК РФ единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 18 БК РФ.
В развитие указанной нормы был принят приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - приказ). В соответствии с п. 10.2.5 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом, на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и тому подобное), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов.
Поскольку КВР и КОСГУ для выделенных бюджетных ассигнований предназначены для выполнения работ, а не для приобретения оборудования, закупка отдельных единиц оборудования, о которых говорится в жалобе заявителя, могла бы свидетельствовать о нецелевом использовании бюджетных средств, поскольку существует потребность в работе целостной системы, а не отдельных разрозненных единиц оборудования.
В соответствии с письмом Минфина РФ от 29.01.2019 года N 02-06-10/5107 объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, камеры видеонаблюдения, периферийные устройства, являющиеся оконечными устройствами сигнализационной сети), могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств согласно учетной политике субъекта учета с учетом положений Инструкции N 157н (пункт 10 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства").
Учитывая изложенное, Министерство финансов РФ приходит к выводу, что выделение объектов, признаваемых для целей бухгалтерского учета инвентарным комплексом объектов основных средств, не противоречит как положениям Инструкции N 157н, так и положениям СГС "Основные средства".
При указанных обстоятельствах система (системы пожаро - охранной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения нужд ОГБУЗ "Ракитянская ЦРБ" является объектом основных средств и подлежит бухгалтерскому учету как единый комплекс конструктивно-сочлененных предметов (п. 10 СГС "Основные средства"). Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Исследуемая система объединяет комплекс конструктивно-сочлененных предметов, предназначенных для выполнения определенной работы и ей присваивается один инвентарный номер.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что заказчиком работы аналогичные исследуемой закупке не осуществлялись.
Вместе с тем, созданные в результате выполнения работ объекты, отвечающие условиям отнесения объектов к основным средствам, будут приняты к учету как единый комплекс в состав основных средств по Акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504101).
При этом материалы дела не содержат доказательства, опровергающие принятие выполненных работ к учету как единый комплекс в состав основных средств по Акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504101).
Таким образом, товар, поименованный заявителем, и указанный в локальных сметных расчетах не будет приниматься к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", то есть не является поставляемым.
Таким образом, на основании вышеуказанного Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода, содержащегося в жалобе ООО "Липецк Строймонтаж Сервис".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Липецк Спецмонтаж Сервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 3 октября 2023 г. N 031/06/106-659/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023