Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛВД" на действия закупочной комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку хирургического шовного материала (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423006180),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку поставку хирургического шовного материала.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно жалобе заявитель оспаривает отклонение заявки общества от участия в аукционе, полагает, что заявка составлена в полном соответствии с описанием объекта закупки, указывает, что информация в части срока рассасывания нити указана согласно Инструкции на медицинское изделие, предлагаемое к поставке. Кроме того, в жалобе заявитель указывает, что заказчиком в описании объекта закупки установлены избыточные требования к закупаемому товару в части необходимости намотки нити на пластиковый носитель. Также заявитель отмечает, что по позиции 12,13 к поставке можно предложить товар единственного производителя (при этом не указывая какого именно).
Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признал, пояснил, следующее. Заявка ОООООО "ЛВД" отклонена на основаниям п. 1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ в связи с несоответствием информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки п.1 ч.12 ст.48 Федерального закона N44-ФЗ - несоответствие информации и документов, предусмотренных п.п. "а" п. 2 ч.1 ст.43 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям п. 2.1 раздела 1, раздела 2 "Требования к содержанию, составу заявки, инструкции по ее заполнению", п.п. 1-31; 33-40 описания объекта закупки (приложение N1 к извещению об электронном аукционе).
Заявителем к поставке было предложено медицинское изделие "Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить":
по п.п. 1-11; 14-22; 24-31; 33-40 с характеристиками "Полное рассасывание наступает через 56 - 70 дней" и "Каждая нить намотана на кассету (прочный носитель) овалом", требовалось "Полное рассасывание наступает через 56 - 80 дней" и "Каждая нить намотана на кассету (пластиковый носитель) овалом".
по п.п. 12; 13; 23 с характеристиками "Сроки полного рассасывания в течении 56-70 дней", требовалось "Сроки полного рассасывания в течении 54-70 дней".
Представитель Заказчика позицию уполномоченного органа поддержал, считает жалобу несостоятельной, указал что срок рассасывания нити, намотка нити на кассету (пластиковый носитель) овалом указаны в разделе показателей, которые являются неизменными, в связи с чем участнику закупки надлежало предоставить товар, точно соответствующий характеристикам, указанным в описании объекта закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
В соответствии с п. п. а п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1(при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона в интересах ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1".
Информация об электронном аукционе 13.09.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423006180.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N 1) к поставке требовался следующий товар:
по п.п. 1-11; 14-22; 24-31; 33-40 Описания объекта закупки к поставке требовалась нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить, полное рассасывание наступает через 56 - 80 дней, каждая нить намотана на кассету (пластиковый носитель) овалом.
по п.п. 12; 13; 23 Описания объекта закупки к поставке требовалась нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить, срок полного рассасывания в течении в течении 54-70 дней.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (0167200003423006180) от 21.09.2023 заявка ООО "ЛВД" отклонена по следующим основаниям: "п. 1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки п.1 ч.12 ст.48 Закона N44-ФЗ - несоответствие информации и документов, предусмотренных п.п. "а" п. 2 ч.1 ст.43 Закона N44-ФЗ, требованиям п. 2.1 раздела 1, раздела 2 "Требования к содержанию, составу заявки, инструкции по ее заполнению", п.п. 1-31; 33-40 описания объекта закупки (приложение N1 к извещению об электронном аукционе): участник, предлагает медицинские изделия "Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, полинить":
1. по п.п. 1-11; 14-22; 24-31; 33-40 с характеристиками "Полное рассасывание наступает через 56 - 70 дней" и "Каждая нить намотана на кассету (прочный носитель) овалом", требовалось "Полное рассасывание наступает через 56 - 80 дней" и "Каждая нить намотана на кассету (пластиковый носитель) овалом".
2. п.п. 12; 13; 23 с характеристиками "Сроки полного рассасывания в течении 56-70 дней", требовалось "Сроки полного рассасывания в течении 54-70 дней".
Согласно разделу 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке" Приложения N 4 к Извещению запрещается участнику закупки изменять показатели, которые не изменяются. В случае, если участником закупки изменены значения неизменяемых показателей и данные значения не соответствуют значениям, указанным в описании объекта закупки, такая заявка признается несоответствующей требованиям извещения о закупке.
Комиссией установлено, что заявителем по п.п. 1-11; 14-22; 24-31; 33-40 описания объекта закупки к поставке предложена нить хирургическая со сроком рассасывания нити 56 - 70 дней, нить намотана на кассету (прочный носитель) овалом, тогда как согласно Описанию объекта закупки по указанным позициям закупаемого товара требовалось рассасывание нити через 56 - 80 дней" и каждая нить должна быть намотана на кассету (пластиковый носитель) овалом. По позиции 12; 13; 23 заявки участника закупки к поставе предложен товар сроки полного рассасывания которого составляют 56-70 дней, тогда как согласно описанию объекта закупки срок полного рассасывания должен составлять 54-70 дней.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует, что представленные заявителем сведения в отношении предлагаемого к поставке товара в части срока рассасывания нити, пластикова носителя не соответствуют требованиям описания объекта закупки, что является основанием для отказа в допуске заявки от участия в аукционе.
Довод заявителя в части установления избыточные требования к закупаемому товару, соответствие товара единственному производителю, Комиссия оставляет без рассмотрения, в связи с истечением срока обжалования, установленного законодательством о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Приложению N 1 к извещению к поставке требуется нити хирургические, полное рассасывание которых наступает через 56-80, 54-70 дней (п.1-40 Приложения N 1 к извещению).
Заказчиком в материалы дела предоставлены письма от 27.09.2023, 02.10.2023 производителей шовного материала (ООО "Армалайн", ООО "МЗКРС шовные материалы) из которых следует, что полное рассасывание нити является непостоянной характеристикой и зависит от различных факторов, например, толщины самой нити, индивидуальных особенностей организма пациента . В этой связи, каждый производитель устанавливает свой период рассасывания нити, который предполагает определенный временной интервал.
С учетом изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что указание заказчиком срока рассасывания нити в неизменном показателе, является объективно ничем не мотивированным, что может свидетельствовать об ограничении конкуренции в виде сокращения количества участников закупки.
Срок рассасывания нити наступает в период, заявленный производителем, соответственно такой показатель в силу его специфики, невозможно отнести к неизменным характеристикам товара. Так, указывая срок рассасывания нити, который наступает через 56-80 дней в неизменных показателях, заказчик тем самым создает искусственные ограничения для возможности предложения потенциальными участниками закупки нитей со сроком рассасывания, например 56-75 дней, который в свою очередь в полной мере будет удовлетворяет потребности заказчика в сроке рассасывания нити с 56 дня, что по сути и следует из описания объекта закупки.
Довод Заказчика, о том, что учреждению необходим срок рассасывания нити до 80 дней, Комиссия считает несостоятельным, поскольку из описания объекта закупки этого не следует, при том, что срок рассасывания нити имеет минимально допустимое значение (56 дня).
При указанных обстоятельствах, рассматриваемые действия ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при формировании описания объекта закупки (в части срока рассасывания нити) электронного аукциона на поставку хирургического шовного материала (0167200003423006180) нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Однако Комиссия учитывая, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе в целом не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку заявка ООО "ЛВД" в любом случае подлежала отклонению, в связи с чем решила предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Комиссия на основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ЛВД" на действия комиссии Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку хирургического шовного материала (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423006180) необоснованной.
2. Признать ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" нарушившим пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для выдачи.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 3 октября 2023 г. N 072/06/44/179/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023