Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика муниципального казенного учреждения ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее - ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)", заказчик): (представитель по доверенности); (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЦАН" (далее - ООО "ЦАН", заявитель): (представитель по доверенности); (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЦЕНТР ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок" РС (Я); уполномоченное учреждение) (представитель по доверенности); (представитель по доверенности);
рассмотрев, посредством веб-видеоконференцсвязи, жалобу ООО "ЦАН" на действия (бездействие) заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по оценке технического состояния автомобильных дорог с составлением технических паспортов, разработкой проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816500000623017113), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЦАН" на действия (бездействие) заказчика.
Из доводов жалобы ООО "ЦАН" следует, что заявленные Заказчиком требования в части использования определенной информационно-аналитической базы дорожных данных RoadDB, установлены в нарушение требований статьи 8, статьи 33 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика с доводом заявителя не согласились.
Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы представители уполномоченного учреждения с доводом заявителя не согласились.
Просят признать жалобу необоснованной.
29.09.2023 г. Комиссией Якутского УФАС в целях всестороннего и объективного рассмотрения дела было решено перенести заседание на 03.10.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623017113 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 14.09.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 83 448 870,00 рублей;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
Формирование объекта закупки является прерогативой заказчика, который при этом не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, при осуществлении закупочной деятельности заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Объектом закупки является выполнение работ по оценке технического состояния автомобильных дорог с составлением технических паспортов, разработкой проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах Республики Саха (Якутия)
Описанием объекта закупки в пунктах 3.5,9 установлено следующее:
"3.5 Результаты работ должны быть внесены в установленную у Заказчика информационно-аналитическую базу дорожных данных Road DB.
9 Заполненную базу данных Road DB включая видеобанк данных на каждую автомобильную дорогу."
Из письменных и устных пояснений представителей Заказчика следует, что Заказчиком данное программное обеспечение установлено и используется с 2016 года с целью систематизации фактических данных автомобильных дорог и искусственных сооружений с возможностью периодического линейного или точечного обновления имеющейся информации. В связи с чем указание в документации возможности использования участником закупки иного программного обеспечения приведет в дальнейшем к невозможности использования Заказчиком результат работ, полученного по итогам выполнения победителем закупки данных работ и необходимости приобретения Заказчиком программного обеспечения, в котором исполнитель произвел работы, что в свою очередь, неизбежно влечет дополнительные затраты и неэффективное использование бюджетных средств. База данных RoadDB отвечает всем требованиям, предъявляемым к информационно-аналитическим системам хранения информации об автомобильных дорогах Республики Саха (Якутия). Победителю закупки необходимо выполнить работы и заполнить имеющуюся у Заказчика базу данных - ту базу данных, которая практически применяется в решении задач Заказчика. Приобретение победителем закупки имеющегося у Заказчика лицензированного программного обеспечения для выполнения работ не требуется, поскольку Заказчиком победителю закупки в ходе выполнения работ будет предоставлены:
- права доступа на период заполнения базы данных;
- рабочее место в здании ГКУ "Управтодор РС (Я)" с установленным программным продуктом и обеспечен полный недискриминационный доступ ко всем разделам информационной системы с предоставлением, при необходимости таковых, разъяснений относительно порядка работы в данном программном обеспечении.
Из письменных и устных пояснений представителей уполномоченного учреждения следует, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Заказчиком ограничения конкуренции не допущено, поставщику необходимо выполнить определенные работы и внести результаты выполненных работ в базу данных RoadDB.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Якутского УФАС так же установлено следующее: Заинтересованное лицо не предприняло попыток приобретения информационно-аналитической базы данных RoadDb в 2023 г. Представителями Заинтересованного лица были представлены скриншоты отправленные на адрес электронной почты разработчика программы - ООО "Азимут" (ИНН 2725051581) mail@27pro.ru, от связанных юридических лиц ООО "АСК" и ООО "Доринжиниринг". Данные запросы коммерческих предложений о возможности приобретения RoadDb были направлены в 2018 и в 2020 гг.
Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Какие-либо доказательства совершения Заказчиком действий, приводящих к ограничению конкуренции при осуществлении рассматриваемой закупки, в данном случае, отсутствуют, поскольку определение объекта рассматриваемой закупки в таком виде не препятствовало заинтересованным хозяйствующим субъектам стать ее участниками и подать заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
То обстоятельство, что Заявитель не может исполнить государственный контракт, не указывает на нарушение государственным заказчиком норм законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика так же указала на то, что 13.07.2020 был заключен государственный контракт с ООО "ЦАН" с идентичным предметом оспариваемой закупки, работы ООО "ЦАН" предусмотренные контрактом были исполнены ненадлежащим образом, в связи с чем Заказчиком было принято решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
Вместе с тем, в материалы дела заказчиком представлено решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу NА-58-5814/2022 от 22 сентября 2023 года по исковому заявлению ООО "ЦАН" к ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" где было отказано в иске связи с тем, что результат выполненных работ ООО "ЦАН" не соответствовал условиям государственного контракта N ОК-06323 от 13.07.2020 года.
С учетом изложенного, Комиссия Якутского УФАС России не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика.
Жалоба ООО "ЦАН" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "ЦАН" на действия (бездействие) заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по оценке технического состояния автомобильных дорог с составлением технических паспортов, разработкой проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах Республики Саха (Якутия) (извещение N 0816500000623017113) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 сентября 2023 г. N 014/06/48-1423/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023